Семейные споры в условиях релокации бизнеса: раздел имущества и наследование

Текущая геополитическая обстановка оказала сильное влияние не только на порядок ведения бизнеса в РФ, но и на последствия раздела бизнес-активов в результате развода или при наследовании.

Доходы от трудовой и предпринимательской деятельности, доли в уставном капитале организаций и любое другое имущество, нажитое супругами в период брака, Семейный кодекс России относит к общему имуществу супругов. Перечень такого имущества является открытым.

В настоящее время для целей релокации бизнеса популярными направлениями являются Объединенные Арабские Эмираты, Турецкая Республика, а также страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Иран). При этом правовая система этих стран, в том числе семейное и корпоративное право, существенно отличаются от привычных в России.

На первый взгляд, все не так и сложно: в соответствии с п. 1 ст. 161 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) «Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства…».

Таким образом, вне зависимости от места регистрации компании, права супругов в отношении долей в компании, будут определяться законодательством того государства, где они постоянно или преимущественно проживают.

Здесь необходимо обратить внимание на институт прописки, который, по факту, был упразднен еще в 1995 году и заменен на постоянную и временную регистрацию по месту жительства. Почему данный вопрос важен при разделе иностранного имущества? Потому что, в отсутствие иных документов, подтверждающих постоянное проживание на территории иностранного государства супругов, штамп о регистрации будет являться достаточным подтверждением совместного места жительства. Данная позиция наиболее активно поддерживается российскими судами. Таким образом, в случае, если у обоих супругов адрес регистрации сохраняется на территории РФ, то и раздел активов, в т.ч. зарегистрированных на территории иностранного государства, будет происходить по праву РФ в суде РФ. Данное правило возможно оспорить и «перевезти» судебный спор в иностранную юрисдикцию, однако, необходимо будет предоставить неопровержимые доказательства того, что супруги совместно и длительно проживают за рубежом. Необходимо отметить, что такой подход, при наличии штампа о регистрации, не является типичным для российского правосудия, несмотря на то, что еще в 2016 году Верховный суд РФ высказался, что при определении места жительства нельзя руководствоваться исключительно формальным подходом.

Завершение судебного процесса по разделу долей – не финал истории.

В случае регистрации компании на территории РФ, Федеральная налоговая служба с легкостью зарегистрирует изменения в ЕГРЮЛ (Едином государственном реестре юридических лиц) на основании решения российского суда. Однако в случае, если местом регистрации компании будет являться иностранное государство, то может потребоваться (и за редкими исключениями – наверняка потребуется) признание решения российского суда в иностранном государстве, т.к. не всегда между РФ и нужным государством заключено соглашение о правовой помощи по гражданским и семейным делам. Так, например, такое соглашение между наиболее популярными сейчас для граждан РФ ОАЭ и Бахрейном – отсутствует, а вот с Ираком и Ираном у России заключены и действуют соглашения о правовой помощи по гражданским делам.

Похожая ситуация складывается и в отношении наследования иностранных активов. В соответствии с положениями ст. 1224 ГК РФ, отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства. Как было указано выше, по общему правилу, последнее место жительства определяется судами достаточно формально – исходя из штампа о регистрации. В случае наличия штампа о регистрации, и тем более, при отсутствии иных документов, подтверждающих проживание в другом государстве, все иностранные активы будут наследоваться по праву РФ, вне зависимости от места регистрации таких активов. Однако, если собственник долей в организации снялся с регистрационного учета в РФ, встал на консульский учет в иностранном государстве и, более того, получил в данном иностранном государстве вид на жительство, то наследовать придется по праву такого иностранного государства.

Вывод: вопрос применимого права в отношении как раздела долей в организации между супругами, так и в случае наследования, не является однозначным и, в большинстве случаев, будет зависеть от того, какие доказательства будут приведены сторонами в ходе судебного заседания. Регистрация по месту жительства все еще важна. А признание и приведение в исполнение следует рассматривать как самостоятельный и важный этап.

Чтобы получить персональную консультацию по семейным и наследственным вопросам, напишите нам по электронной почте: info@ftl-advisers.ru. Специалисты FTL Advisers всегда на связи!