ФАТФ выпустила Руководство о риск-ориентированном подходе к виртуальным активам и провайдерам услуг в сфере виртуальных активов

В период с 16 по 21 июня 2019 года прошла заключительная пленарная неделя Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег под председательством США. Как и прежде, приоритетным направлением ФАТФ сохраняется снижение рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма при использовании виртуальных активов. В рамках пленарного заседания были утверждены пояснительная записка к Рекомендации 15 «Новые технологии», разъясняющая стандарты ФАТФ в отношении виртуальных активов, и 57-ми страничное Руководство о риск-ориентированном подходе к виртуальным активам и провайдерам услуг в сфере виртуальных активов, призванное содействие в понимании и надлежащем исполнении обязанностей по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Понятия «виртуальный актив» (VA) и «провайдер сервиса виртуальных активов» (VASP) были закреплены ФАТФ еще в октябре 2018.

В Руководстве рассматриваются следующие вопросы:

  • каким образом деятельность в области виртуальных активов подпадает под действия рекомендаций ФАТФ;
  • как рекомендации ФАТФ могут быть применены к поставщикам услуг в сфере виртуальных активов и иным организациям;
  • каким образом компетентные органы государств должны применять рекомендации ФАТФ.

Руководство также рассматривает успешные примеры применения национального подхода к регулированию деятельности в этой области, в частности, примеры США, Японии, Италии, Норвегии и других стран.

Руководство распространяет свое действие на 37 стран, включая Российскую Федерацию. Несмотря на то, что Руководство не является обязательным к применению, странам рекомендовано имплементировать положения Руководства в свое национальное законодательство. В противном случае, страна, проигнорировавшая данную рекомендацию, может быть включена в «черный список» (на данный момент в него входят КНДР и Иран). Государствам-членам ФАТФ выделено 12 месяцев на внедрение положений Руководства в свое национальное законодательство.