Рекомендации ФНС по получению организациями финансового рынка информации от клиентов в рамках автоматического обмена финансовой информацией

В рамках автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями), организации финансового рынка обязаны представлять финансовую информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, являющихся налоговыми резидентами иностранных государств, а также иную информацию, относящуюся к заключенному между клиентом и организацией финансового рынка договору оказания финансовых услуг. Часть первая Налогового кодекса РФ и постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 N 693 (далее – «Положение») реализуют требования Единого стандарта отчетности ОЭСР (далее — Стандарт).

В своем письме от 18 июня 2019 г. № ОА-4-17/11686@ ФНС России выпустила очередные рекомендации, содержащие следующие разъяснения в отношении «спящего договора», оценки информации и резидентности клиента:

1) В соответствии с пунктом 21 Положения статус «спящего договора» может быть присвоен организацией финансового рынка в отношении ранее заключенного договора есливыявлен хотя бы один из признаков принадлежности клиента к иностранному государству и соблюдены следующие условия:

— в течение 3 лет, предшествующих отчетному периоду, клиентом не осуществлялись (инициировались) операции по ранее заключенному договору или любому другому договору этого клиента, предусматривающему оказание финансовых услуг, в организации финансового рынка;

— в течение 6 лет, предшествующих отчетному периоду, клиент не обращался к организации финансового рынка в отношении ранее заключенного договора или любого другого договора этого клиента, предусматривающего оказание финансовых услуг, в организации финансового рынка;

— в течение 6 лет, предшествующих отчетному периоду, при условии, что рассматриваемый договор является договором добровольного страхования жизни, организация финансового рынка не обращалась к клиенту в отношении такого договора или любого другого договора этого клиента с организацией финансового рынка.

2) В соответствии с пунктом 13 Положения под ранее заключенным договором понимается договор, предусматривающий оказание финансовой услуги, заключенный клиентом с организацией финансового рынка до даты вступления в силу Положения.

Организация финансового рынка среди прочего принимает обоснованные и доступные меры по проверке достоверности и полноты предоставленной клиентом информации. Организация финансового рынка полагается на информацию, представленную клиентом, и не проводит дополнительную проверку информации, кроме случаев несоответствия информации с уже имеющимся у организации сведениям. В случае если при проведении проверки выявлены такие несоответствия, организация не вправе полагаться на информацию, представленную клиентом, и обязана запросить информацию повторно или воспользоваться правом, закреплённым пунктом 60 Положения (отказаться от заключения нового договора с таким клиентом или от совершения операций, осуществляемых в пользу или по поручению такого клиента по ранее заключенному договору, либо расторгнуть в одностороннем порядке ранее заключенный договор).

Таким образом организации финансового рынка при оценке полноты и достоверности предоставленной клиентом информации руководствуются всей доступной им информацией, в том числе такими общедоступными источниками информации, как официальные сайты государственных и муниципальных органов иностранных государств, портал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с данными о налоговых идентификаторах и налоговом резидентстве.

В то же время в случае повторного запроса информации, учитывая пункт 61 Положения и комментарии к Единому стандарту отчетности (в частности к секции IV), организация финансового рынка обязана получить от клиента информацию, которая соответствует имеющимся у нее данным, или документы и разумное обоснование, которые подтверждают достоверность информации, представленной клиентом ранее. Перечень таких документов Положением не конкретизирован и, следовательно, не ограничен.

3) Согласно подпункту «а» пункта 1 Приложения N 2 к Постановлению идентификация соответствующего лица как налогового резидента иностранного государства рассматривается в качестве одного из признаков принадлежности к иностранному государству клиента, его выгодоприобретателя или лица, прямо или косвенно его контролирующего, для физических лиц.

Под данным признаком понимается установление налоговой резидентности лица на основании национальных правил того или иного государства, а также отражение данной информации в электронных базах данных организации финансового рынка.

Обращаем ваше внимание, что письмо ФНС все же не является нормативным правовым актом и носит лишь информационный характер, а так же не препятствует организациям финансового рынка руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от положений письма.