Какие риски необходимо учитывать при оформлении доверенности на третье лицо
Тема оформления доверенностей с максимально возможными полномочиями (так называемой «Генеральной доверенности») по-прежнему остаётся актуальной. Ранее мы писали о том, как оформить Генеральную доверенность по шаблону – если вы пропустили, читайте материал по ссылке.
В большинстве случаев сейчас оформляют доверенность лица, уезжающие за рубеж на длительный срок, либо подлежащие частичной мобилизации.
Важно помнить, что при оформлении генеральной доверенности нужно соблюдать меры предосторожности, так как наделение практически неограниченными полномочиями поверенных лиц может привести доверителя к ряду проблем в будущем.
В этой заметке мы разберем, какие риски необходимо учитывать при оформлении доверенности на третье лицо:
- Риск потери актива.
Ситуация: Поверенный может перевести актив на третьих лиц на условиях, не соответствующих интересам доверителя, включая полное выбытие актива из собственности доверителя без равноценного или вообще без какого-либо возмещения.
Как нивелировать риск:
- тщательно выбирайте личность поверенного (близкие родственники, друзья, профессиональные юристы/адвокаты/риелторы);
- ограничьте в доверенности правомочия поверенного на совершение ряда полномочий, которые могут быть реализованы во вред доверителю (например, совершение дарения имущества доверителя, включая недвижимое, от имени доверителя; получение денежных средств по совершенным сделкам на имя поверенного; заключение мирового соглашения в суде на условиях, не согласованных с доверителем);
- осуществляйте контроль за деятельностью поверенных лиц. В договоре с профессиональным поверенным можно предусмотреть направление ежемесячных отчетов о выполнении поручений.
- Риск ненадлежащего выполнения поверенным своих полномочий.
Ситуация: Поверенный в ходе исполнения поручений доверителя может исполнить их ненадлежащим образом (например, нарушить срок обращения, подать заявление в ненадлежащий орган и т.п.).
Как нивелировать риск:
- однозначно и не двусмысленно прописывайте полномочия поверенного в доверенности;
- давайте максимально подробные поручения поверенному, желательно в письменной форме (электронная почта, мессенджеры). Подробные инструкции, а также ответственность за их нарушение и ненадлежащее исполнение также можно предусмотреть в договоре с профессиональным поверенным;
- обращаться за помощью к компетентным лицам, которые обладают профессиональными знаниями и практическим опытом, с целью корректного выполнения поручений доверителя.
- Риск нарушения конфиденциальности.
Ситуация: Поверенный умышленно или по неосторожности может распространить конфиденциальную информацию о личной жизни, социальном и правовом статусе доверителя, а также о совершаемых от его лица сделках и их деталях.
Как нивелировать риск:
- дополнительно информировать поверенного о необходимости соблюдения конфиденциальности при выполнении поручений;
- в договоре с профессиональным поверенным можно предусмотреть раздел о необходимости соблюдения конфиденциальности и ответственность за нарушение указанных условий.
- Риск оспаривания совершенных по доверенности сделок и действий.
Ситуация: Практически любая сделка может быть оспорена. При этом выполнение каких-либо юридически значимых действий, а также совершение сделок по доверенности от имени доверителя повышает риски их оспаривания. Причем это риск не только для доверителя, но и контрагента по сделке, так как сделка по доверенности может быть оспорена и самим доверителем. Именно этот факт породил утрату кредита доверия к сделкам, совершенным по доверенности от имени сторон.
Как нивелировать риск:
- контролировать деятельность поверенного на предмет совершения сделок в интересах доверителя и в соответствии с действующим законодательством (например, сделки с недвижимостью должны быть совершены по рыночной стоимости с отклонением от нее не более чем на 20-40 %).
Очевидно, что при оформлении генеральной доверенности важна роль поверенного – это должно быть лицо, которому вы всецело доверяете (близкие родственники, друзья). Кроме того, такими поверенными могут быть лица, оказывающие услуги представительства на профессиональной основе (юристы, адвокаты), что чаще всего оказывается более эффективным при решении задач доверителя.
Ниже перечислим наиболее актуальные задачи, с которыми могут помочь специалисты FTL Advisers:
- общение с налоговой;
- открытие банковского счета в российских банках (например, если вы уехали и вам нужно совершить сделку, и нужен счет именно в российском банке), закрытие счетов;
- подача уведомлений о ВНЖ в территориальные органы МВД России;
- оплата госпошлин, штрафов и иных платежей;
- при необходимости — подать /забрать документы из МФЦ;
- при необходимости — отправить / забрать официальную корреспонденцию на Почте России;
- при необходимости — отправить / получить корреспонденцию через курьерские службы;
- получение справки о несудимости;
- представление интересов в Подкомиссии при Правительственной комиссии (если вы владелец доли в ООО);
- сопровождение сделок с недвижимостью (более подробная информация по недвижимости последует);
- и иные полномочия.
Если вам требуется помощь по перечисленным выше вопросам, отправьте запрос на info@ftl-advisers.ru. Остаёмся на связи!