Изменения при подаче отчетности по трансфертному ценообразованию для холдингов

В конце 2015 года в рамках плана BEPS была заработана Задача 13, по которой ОЭСР в рамках масштабного реформирования международного налогообложения было рекомендовано внедрить трехступенчатую систему подготовки документации по трансфертному ценообразованию (далее — ТЦО). Предполагается формирование следующих документов по ТЦО:

  • Локальная документация по ТЦО,
  • Мастер-файл,
  • Межстрановый отчет (country-by-country report — CbCR).

Первые шаги по имплементации рекомендации ОЭСР:

– в ЕС

Еврокомиссия 12 апреля 2016 г. предложила дополнить Директиву по бухгалтерскому учету. Согласно проекту изменений, любая международная группа компаний группами с годовой консолидированной выручкой более 750 млн. евро, имеющая хотя бы одну дочернюю компанию на территории ЕС, обязана публиковать в общем доступе определенную информацию

– в России

8 апреля 2016 года был опубликован текст законопроекта «О внесении изменений в часть первую НК РФ» (в части подготовки и представления межстрановой отчетности).

В случае принятия закона налогоплательщики, входящие в состав международных групп, с 1 января 2017 г., обязаны предоставлять:

  • уведомление об участии в международной группе (не позднее 20 сентября каждого календарного года);
  • межстрановую отчетность по форме CbCR (не позднее 12 месяцев с даты окончания финансового года).

Требования о подаче межстрановой отчетности распространяются на международные группы, совокупная выручка которых в соответствии с консолидированной финансовой отчетностью за предшествующий год, составляет не менее 50 миллиардов рублей (около 650 млн. евро — порог ниже, чем в ЕС).

Обязанность подавать межстрановую отчетность возлагается на:

  • материнскую компанию международной группы;
  • налогоплательщика, являющегося уполномоченным участником международной группы;
  • налогоплательщика, являющегося участником международной группы (если материнская компания группы / уполномоченный участник группы, не являются налоговыми резидентами РФ, и у российских налоговых органов отсутствует возможность получить межстрановую отчетность, подготовленную данными компаниями).

Что это означает для холдинговых структур, ведущих деятельность в нескольких юрисдикциях?

При включении вышеописанных норм в законодательство ЕС и РФ:

  • По российскому законодательству — у российских международных групп с годовой выручкой 650 млн. евро лиц возникнет обязанность подачи межстрановой отчетности в налоговые органы.
  • По законодательству ЕС — у российских международных групп, ведущих деятельность в ЕС через дочерние компании и (или) филиалы, появится обязанность публичного раскрытия налоговой информации.