Налоговый орган вправе проводить проверку и привлекать к ответственности физическое лицо, даже если оно уже утратило статус ИП
Налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов. К такому выводу пришел суд в ходе рассмотрения спора о взыскании задолженности: налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка в отношении физического лица по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за 3 года. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки было вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Не согласившись с решением налогового органа, физическое лицо обратилось в суд с иском о признании решения незаконным, ссылаясь на то, что он действовал в качестве индивидуального предпринимателя только половину проверяемого срока. Физическое лицо посчитало, что инспекция не имела права проводить проверку его деятельности после того, как он утратил этот статус.
Решением районного суда (оставлено без изменения областным судом) исковые требования налоговой инспекции о взыскании задолженности удовлетворены полностью, в удовлетворении требований физического лица отказано. При этом в отношении правомерности проведения инспекцией выездной налоговой проверки за периоды действия физического лица как ИП, так и после снятия физического лица с учета как ИП, суд указал, что учитывая позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2007 № 95-О-О, в соответствии с которой налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственностью за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается с ликвидацией организации, а в случае с физическим лицом – со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим (подпункты 3, 4 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации). Судом сделан вывод, что прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей от осуществления такой деятельности обязанности по уплате налога. Кроме того, в решении суда указано, что прекращение физическим лицом статуса предпринимателя не мотивировано реальными экономическими предпосылками, а связано со стремлением избежать государственного контроля (надзора) в осуществляемой сфере деятельности.
Таким образом, закрытие ИП физическим лицом не влияет на возможность его привлечения к налоговой ответственности. Напомним также, что если физическое лицо фактически не осуществляет деятельность в качестве ИП, у него сохраняется обязанность сдавать отчетность и уплачивать страховые взносы до момента прекращения статуса ИП.