Новый протокол в дополнение к Соглашению об избежании двойного налогообложения (СИДН) 1998
Вступление.
7 октября 2010 года власти, представляющие Республику Кипр и Российскую Федерацию (договаривающиеся государства), подписали Протокол в дополнение к Соглашению об избежании двойного налогообложения (СИДН) 1998. Протокол вносит поправки в 10 существующих статей СИДН, а также представляет новую статью.
Данный Протокол явился результатом переговоров, которые длились на протяжении последних нескольких лет. Правительством Кипра были предприняты попытки исключить республику из российского «чёрного списка» юрисдикций.
Протокол является чрезвычайно выгодным для предпринимательской деятельности между двумя странами, также он рассматривается как большое достижение в плане увеличения российских инвестиций на Кипр.
Большинство положений протокола вступят в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, касающихся доходов от прироста капитала (приведенные ниже) которые будут применяться с января 2015 года.
Основные преимущества нового протокола.
Несмотря на введение нового Протокола, Кипр по-прежнему остается наиболее выгодным инструментом для инвестиций, ввиду того, что:
— Размер налога на дивиденды (5% или 10% в зависимости от суммы инвестиций), процентов (0%) и роялти (0%) остались неизменными, что делает СИДН наиболее выгодным договором
— Определение дивидендов было расширено и включает в себя доходы от распределения из паевых инвестиционных фондов и депозитарные расписки.
— Гарантирует стабильность для будущих инвесторов, т.к. никаких изменений в соглашении в ближайшее время не предвидится.
— Гарантирует удаление Кипра из «черного списка» юрисдикций, которые создавали или могут создать в будущем финансовые проблемы.
— Изменения в СИДН, касающиеся налогообложения доходов от прироста капитала от продажи акций, вступят в силу в январе 2015 года, что позволит эффективно планировать налогообложение, в целях уменьшения негативных последствий.
— Реализация Кипром модели Организации Европейского сотрудничества и развития повысило статус республики как серьезного финансового центра, и в сочетании с членством в ЕС и высочайшим стандартом обслуживания, делает эту юрисдикцию бесспорным лидером международного бизнеса.
Фактические изменения в соответствии с Протоколом.
Налог на дивиденды.
Налог на дивиденды 5% или 10% (максимум), в зависимости от размера инвестиций. Единственное изменение касается минимального размера инвестиций. Для того чтобы иметь льготную ставку 5% налога на прибыль, минимальный размер инвестиций должен составить 100.000 евро, а не 100.000 долларов.
Определение дивидендов и дохода с капитала.
Определение дивидендов было изменено таким образом, чтобы включить в данное понятие выплаты паевых инвестиционных фондов или аналогичных коллективных инвестиционных инструментов. Однако оно исключает платежи от компаний, управляющих недвижимостью или инвестиционного фонда или любых аналогичных коллективных инвестиционных инструментов, созданных по российскому законодательству, в основном для инвестирования в недвижимое имущество.
Термин «акция» в соответствии с новым Протоколом включает в себя депозитарные расписки. Это проясняет неопределенности, которые существовали до сих пор. Определение капиталовложения теперь также включает в себя проценты, полученные от долговых требований любого вида, гарантированные или нет, но не включает в себя штрафы за просрочку платежа. Также капиталовложение, перешедшее в категорию дивидендов, в силу недостаточной капитализации, рассматривается не в качестве капиталовложения, а в качестве дивидендов с вышеупомянутым налогом на прибыль. Например, если выплата доходов с капитала происходит от лица из России лицу из Кипра, которое попадает под положение о «тонкой капитализации» российского закона, то эта выплата будет рассматриваться как выплата дивидендов и будет подлежать налогообложению (5% или 10%) в зависимости от объема инвестиций, как упоминалось выше, и не как выплата процентов с нулевым налогом на прибыль.
Прибыль от продажи акций компаний владеющих недвижимым имуществом.
Если кипрская компания, являясь акционером российской компании, которая имеет недвижимое имущество в России, решит продать акции этой российской компании, то любая прибыль полученная от продажи акций будет облагаться налогом в России, при условии того, что активы её компании более чем на 50 % представлены недвижимым имуществом российской компании в России.
Кроме того, статья исключает налогообложение прибыли, полученной в ходе реорганизации или прибыли от продажи акций, котирующихся на фондовой бирже.Как упоминалось ранее, эти положения будут применяться с 1 января 2015 года, что позволит эффективно планировать налогообложение, в целях уменьшения негативных последствий от изменения.
Ограничение использования льгот СИДН.
Это единственная новая статья представленная Протоколом. В ней говорится о том, что, если компания имеет в качестве основной цели или одной из основных целей исключительно использование льгот СИДН , то, согласно договору, эта компания не будет иметь право на налоговые льготы. Ограничение использование льгот СИДН на основании настоящей статьи будет применяться только после переговоров и взаимного согласия двух договаривающихся государств.
Вышеупомянутые ограничения использование льгот СИДН , четко сформулированные в Протоколе, не распространяются на компании, зарегистрированные как на Кипре, так и в России, а распространяются только на компании, зарегистрированные в третьих странах, и компании, получающие резиденцию в одном из договаривающихся государств. Поэтому, например, БВО (BVI) компании, управляемые и контролируемые Кипром, не попадает под условия Соглашения, при условии взаимного соглашения обеих договаривающихся государств.
Этот вопрос обсуждался в статьях российских газет, которые в свою очередь, предоставляли информацию, вводящую в заблуждения многих инвесторов. Однако, газетные статьи не упомянули тот факт, что кипрские и российские компании, в частности, освобождены от положения ограничения преимуществ использование льгот СИДН.
Обмен информацией.
Протокол вносит изменения в существующую статью 26 СИДН, в соответствии с моделью Организации Европейского сотрудничества и развития.
В сущности, изменения включают в себя право на сбор и обмен информацией между Россией и Кипром, даже если эта информация не требуется для налоговых целей данных государств. Эта статья прокола также широко обсуждалась в различных пресс-релизах на
Кипре и в России, таким образом, вводя в заблуждение о её применимости.
Процедура реализации этого положения:
-Страна, которой требуется информация, должна подготовить обоснование и конкретные запросы. Произвольные или инкриминирующие запросы не попадают под действие данного положения.
-Страна, у которой запрашивается информация, не обязана предоставлять информацию, если это является нарушением закона или государственного интереса этой страны. Также не позволяется запрашивать информацию, которая публично недоступна в данной стране.
-Следует отметить, что налоговые органы Кипра в большинстве случаев не имеют информацию о бенефициарах частных компаний или любые другие информационные материалы. По этим причинам у кипрских компаний, зарегистрированных через номинальных лиц, и информация о реальных владельцах является конфиденциальной.
В этой связи, лица, информация о которых закрыта, должны быть должным образом аккумулироваться в файлах регистрационных агентов. Профессиональная тайна не может использоваться как предлог для не предоставления информации о данных лицах.
Однако, условия, при которых профессиональная тайна может быть снята, будет зависеть от государственного законодательства. Таким образом, раскрытие информации не будет простой автоматической административной процедурой, а потребует вмешательства представителей местных органов власти.
В соответствии с местным законодательством Республики Кипр, касательно раскрытия информации, следует отметить следующее:
— необъективный запрос информации (общий запрос) не допускается
— Запрос информации, который не связан с налогами в случае конкретного налогоплательщика (или конкретного налогового плана) не допускается
В частности, иностранным властям необходимо:
— идентифицировать лицо, находящееся под следствием
— предоставить описание, характер и способ получения запрашиваемой информации, которую государство желает получить от налоговых органов Кипра
— установить цель получения информации
— иметь убедительный довод, о том, что запрашиваемая информация предоставляется кипрскими налоговыми органами. Информация может находиться в распоряжении и на хранении у лица, находящегося в пределах юрисдикции Кипра.
— предоставить имя и адрес человека, который является держателем информации на Кипре
— предоставить заявление о том, что информация будет использоваться в соответствии с внутренним законодательством и административной практикой запрашиваемого органа; также требуется заявление о том, что, если запрашиваемая информация находится в пределах юрисдикции запрашиваемой страны, то соответствующий орган будет иметь возможность получить эту информацию, в соответствии с законодательством.
— предоставить заявление о том, что запрашиваемое государство, предоставило всю необходимую информацию со своей стороны до того, как подать заявление на Кипр.
Если представитель налоговых органов удовлетворен предоставленной информацией, которая отвечает вышесказанным требованиям закона, то прежде чем приступить к каким-либо действиям, он должен получить письменное согласие от Генерального прокурора Республики Кипр.
Также установлено, что любая запрашиваемая информация не будет предоставлена, если это будет противоречить общественным интересам.
Раскрытие любой информации может быть предоставлено только тогда, когда требования вышеуказанных положений закона будут выполнены.
Другие изменения.
Расширение определения «постоянного представительства»
Понятие «постоянного представительства» расширяется. В настоящее время понятие охватывает деятельность предприятий одного из договаривающихся государств, которое предоставляет услуги в другом договаривающемся государстве через лицо, которое является представителем второго государства, в течение периода или периодов, превышающих в совокупности 183 дня 12-ти месячного периода при некоторых дополнительных критериях.
Расширение определения «постоянного представительства» нуждается в тщательном рассмотрении, особенно в тех случаях, когда кипрские компании выдают доверенности на лиц, отвечающим вышеуказанным критериям, на выполнение или предоставление услуг от их имени. Использование доверенности для этих целей может быть подтверждением того, что кипрская компания имеет «постоянное представительство» в России. Это будет означать, что прибыль, полученная этим представительством, будет облагаться налогом в России.
Доходы паевых инвестиционных фондов.
Такой доход будет рассматриваться как доход от недвижимого имущества, и, тем самым, налогооблагается в России согласно применимым ставкам. Также доход будет включать в себя прибыль от любых аналогочных коллективных инвестиционный механизмов, которые созданы согласно российскому законодательству, в первую очередь для целей инвестирования в недвижимое имущество.
Эффективное управление и контроль – вопрос статуса налогового резидента
В соответствии с СИДН, когда юридическое лицо является налоговым резидентом обоих договаривающихся государств по любой из причин, указанных в СИДН, оно является налоговым резидентом там, где располагается место его управления. Согласно протоколу, СИДН изменяет понятие эффективного управления так, что в случае, когда управление не определено, то, налоговые органы России и Кипра определяют место эффективного управления компанией и, следовательно, налоговую резидентность.
Для осуществления эффективного управления и контроля компании на Кипре, следует учесть следующее:
— в совете директоров должны присутствовать исключительно лица, проживающие на Кипре
— все решения, принятые советом директоров на Кипре, должны приниматься согласно учредительным документам компании, а не просто следовать инструкциям другого органа или интересов лиц, находящихся в России
— необходимо надлежащее вознаграждение совета директоров, за предоставляемые услуги
— все договоры и соглашения должны быть подписаны руководителями компаний, а не поверенными
— необходимо избегать выпуска доверенности на лиц, проживающих в России
— банковский счет следует открывать в банке Кипра с лицами (проживающими на Кипре), уполномоченными подписывать документы
— необходимость использования безопасного факса и телефонной линии для компаний, расположенных на Кипре
— необходима оплата соответствующих муниципальных налогов
— предусмотрение возможности создания административного офиса на Кипре с фактическими сотрудниками, управляющими делами компании
Заключение.
Новый Протокол подписан и, тем самым, стремительно увеличивает репутацию Кипра, как серьезного финансового центра с высоким качеством обслуживания и лидирующей мировой бизнес-юрисдикции.
СИДН остается наиболее выгодным по сравнению с другими договорами, подписанными Россией. Достигается исключение Кипра из российского «черного списка» юрисдикций.
Эта публикация подготовлена в качестве общего руководства и только в информационных целях.