Русские «Виргинские острова»: анализ законодательства о международных компаниях
Публикация в Legal Insight
ноябрь 2018 г.
Законодательные нововведения относительно «русских офшоров» изначально позиционировались как инструмент помощи компаниям российского капитала, имеющим значительное международное присутствие и попавшим под новый виток санкций США. В данной статье рассматривается, насколько выгодными могут быть смена резидентности и приобретение статуса международной компании для «неподсанкционного» бизнеса.
В начале августа вступили в силу Федеральный закон «О международных компаниях» (далее — Закон о международных компаниях), соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ и Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», регламентирующие особый статус международных компаний в Российской Федерации.
Отметим, что это далеко не первые меры, принимаемые отечественным законодателем для привлечения в Российскую Федерацию иностранных инвестиций. Законодательные нормы о налоговой амнистии и освобождении от налогообложения ликвидационных выплат, полученных от иностранных контролируемых компаний, действуют в течение уже достаточно продолжительного времени, однако они были направлены исключительно на возврат капиталовложений, перемещенных российскими резидентами за рубеж.
Законодательные новеллы в отношении международных компаний позиционировались на стадии обсуждения законопроекта как инструмент противодействия иностранным санкциям, направленным на ряд крупных компаний российского капитала, в частности путем перерегистрации в Российской Федерации крупных иностранных корпораций, в отношении которых были введены санкционные меры.
Можно сказать, что с этой задачей законодатель справился — вскоре после официальной публикации пакета федеральных законов, направленных на создание «внутренних офшоров», несколько попавших под санкции компаний приняли решение о редомициляции в Российскую Федерацию в качестве международных. В частности, уже в середине августа совет директоров UC RUSAL (о. Джерси) одобрил переход под российскую юрисдикцию, аналогичное решение приняла компания En+ Group в отношении кипрской «дочки» En+ Holding Limited.
В статье анализируются законодательные нововведения и прогнозируется судьба островов Русский и Октябрьский. Повторят ли они успешный опыт свободных зон в ОАЭ и превратятся ли в оплот нерезидентного капитала в Российской Федерации или же останутся инструментом оказания государственной помощи узкому кругу «санкционных» компаний?
Регистрация международной компании
В соответствии с законом о международных компаниях и Федеральным законом от 03.08.2018 № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» (далее — Закон о специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края), регистрация международных компаний на территории Российской Федерации возможна только в двух зонах: на острове Октябрьский в Калининградской области и острове Русский в Приморском крае.
Регистрация международной компании может быть осуществлена только путем редомициляции иностранного юридического лица в Российской Федерации, соответственно, новое юридическое лицо не создается, иностранное юридическое лицо не ликвидируется, а меняет страну регистрации и правовой статус. При этом такое иностранное юридическое лицо должно являться коммерческой корпоративной организацией, а законодательство государства регистрации должен допускать возможность смены личного закона компании и перерегистрацию в иную юрисдикцию (редомициляцию). Следует отметить, что не все иностранные государства допускают редомициляцию юридических лиц в другие страны, при этом международная компания после регистрации в Российской Федерации обязана представить подтверждение об ее исключении из иностранного реестра юридических лиц ввиду редомициляции в России.
Заметим, в изначальной редакции законопроекта предлагалась норма, согласно которой статус международных компаний могли получать также российские юридические лица. Однако Банк России выступил с критикой данного предложения, сославшись на возможные злоупотребления со стороны российских юридических лиц. В итоге окончательная редакция закона предусматривает возможность перерегистрации в качестве международной компании только для иностранных организаций.
Для получения статуса международной компании иностранное юридическое лицо должно:
— осуществлять предпринимательскую деятельность на территории нескольких государств (включая Российскую Федерацию) напрямую либо через подконтрольных лиц;
— подать заявку на заключение договора об осуществлении деятельности в качестве участника специального административного района;
— принять на себя обязательства по инвестированию в Российской Федерации;
— быть зарегистрированным (созданным) в государстве, которое является членом или наблюдателем ФАТФ и (или) МАНИВЭЛ.
Минимальный объем инвестиций составляет 50 млн. рублей. При этом возможны инвестиции в форме капитальных вложений, а также вложений в уставный капитал или фонд либо в форме взносов в имущество российских юридических лиц.
Личным законом международной компании с момента ее государственной регистрации в Российской Федерации становится российское право.
Документы для регистрации международной компании подаются в управляющую компанию (российское юридическое лицо, которое создается федеральным органом исполнительной власти в специальном административном районе и на которое возлагаются функции по обеспечению его функционирования). В частности, для регистрации международной компании должны быть предоставлены сведения о ее бенефициарных владельцах. Отметим, что в соответствии со ст. 13 Закона о специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края управляющая компания помимо выполнения административных функций в случае необходимости осуществляет также функции по оказанию участникам специального административного района услуг для ведения соответствующей деятельности (в том числе юридических, бухгалтерских), что потенциально может повлечь за собой обязательное фактическое приобретение указанных услуг именно у управляющей компании. Также международная компания обязана информировать управляющую компанию об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (за исключением данных о полученных лицензиях) в течение трех дней с момента введения таких изменений в действие.
Прекращение статуса международной компании
Прекращение статуса международной компании возможно без изменения ее личного закона как в добровольном порядке путем принятия решения общим собранием участников (акционеров), так и принудительно в случае выявления управляющей компанией фактов несоответствия международной компании требованиям, указанным в федеральном законе. В таких случаях, лишаясь статуса международной компании, общество имеет права и несет обязанности в соответствии с Федеральным законом от 08.02 1998 № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» или Федеральным законом от 26.12.1995 № 208 «Об акционерных обществах».
Что касается редомициляции международной компании из Российской Федерации (изменения личного закона посредством регистрации в иностранном государстве, законодательство которого позволяет осуществлять это), то она возможна только с согласия Правительства РФ. При этом федеральный закон не устанавливает критериев принятия Правительством РФ решения о возможности регистрации международной компании в иностранном государстве в порядке редомициляции.
Цена вопроса
Международная компания обязана уплачивать ежегодный регистрационный сбор в размере и порядке, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Однако в настоящее время соответствующие нормы еще не приняты.
Налоговые льготы
Налоговые льготы, установленные Налоговым кодексом РФ, применяются только в отношении международных холдинговых компаний. Согласно п 1 ст. 24.2 НК РФ, для получения такого статуса нужно:
— чтобы международная компания была создана до 1 января 2018 г.;
— чтобы она не позднее чем через 15 рабочих дней после регистрации представила в налоговый орган свою финансовую отчетность за последний завершившийся до даты регистрации финансовый год, аудиторское заключение к финансовой отчетности без отрицательногомнения или отказа в выражении мнения, а также сведения о контролирующих лицах;
— чтобы к моменту регистрации международной компании контролирующие лица стали таковыми до 1 января 2017 г.
При этом лицо признается контролирующим лицом международной компании в следующих случаях:
— если доля участия этого физического или юридического лица составляет более 15 % (для физических лиц указанная доля рассчитывается совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) — п. 3.1. ст. 25.13 НК РФ;
— если лицо осуществляет контроль над компанией в своих интересах или в интересах супруга и несовершеннолетних детей (при этом доля участия в капитале не превышает 15 %) — п. 6 ст. 25.13 НК РФ.
Международная компания утрачивает статус международной холдинговой компании в любом из указанных случаев (п. 2 ст. 24.2 НК РФ):
— если было принято решение о реорганизации в форме присоединения или слияния, за исключением случаев присоединения либо слияния с другой международной компанией, также отвечающей условиям признания ее международной холдинговой;
— если в течение 365 календарных дней после регистрации в качестве международной компании у нее появилось новое контролирующее лицо, которое не являлось таковым на дату регистрации международной компании (не применяется к публичным компаниям);
— если статус международной компании был изменен в соответствии с Законом о международных компаниях.
Международная холдинговая компания не учитывает прибыль КИК при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 58 п. 1 ст. 251 НК РФ), если она имела такой статус на дату определения этой прибыли. Указанная льгота действует до 1 января 2029 г.
Также международные холдинговые компании могут применять нулевую ставку по налогу на прибыль по полученным дивидендам (подп. 1.1 п. 3 ст. 284 НК РФ) при соблюдении следующих условий:
— на дату выплаты дохода компания имеет статус международной холдинговой компании;
— в случае получения дивидендов от иностранной организации такая организация не должна быть зарегистрирована в офшорной зоне;
— на день принятия решения о распределении дивидендов международная компания имеет в собственности не менее 15 % капиталадочерней компании, выплачивающей дивиденды, в течение периода не менее 365 календарных дней непрерывно.
Подтверждение наличия статуса международной холдинговой компании должно быть представлено налоговому агенту до выплаты дивидендного дохода:
по доходам от реализации (выбытия) долей участия в капитале / акций организаций (п. 4.1 ст. 284 НК РФ) при соблюдении следующих условий:
— на дату получения дохода компания имеет статус международной холдинговой компании;
— иностранная организация, в отношении долей в капитале / акций которой применяется льгота, не должна быть зарегистрирована в офшорной зоне;
— на дату выбытия акции российских организаций должны принадлежать международной компании в течение периода, превышающего пять лет;
— акции (доли участия в капитале) на дату выбытия должны составлять не менее 15 % от вклада в уставном капитале;
— на последнюю отчетную дату перед выбытием акций (долей участия в капитале) активы организации состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в размере не более 50 %.
Налоговые льготы для акционеров (участников)
Ставка налога у источника в отношении дивидендов составляет 5 % при выплате иностранным участникам / акционерам, если компания является публичной и на дату выплаты дохода имеет статус международной холдинговой. Пониженная ставка применяется к доходам, полученным до 1 января 2029 г. (подп. 1.2 п. 3 ст. 284 НК РФ).
Прибыль международных холдинговых компаний не учитывается у контролирующих их лиц (подп. 9 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ).
Валютное регулирование
В целях осуществления валютного регулирования международные компании признаются нерезидентами Российской Федерации (подп. «в» п. 6, подп. «е. 1» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).
Выводы
Статус международной компании не предоставляет организации каких-либо налоговых преимуществ. Для получения налоговых льгот международная компания должна квалифицироваться как международная холдинговая, причем указанный статус доступен только уже созданным иностранным организациям (с учетом ограничений по дате создания организации и дате, на которую контролирующие ее лица стали таковыми). Единственным преимуществом международных компаний, не обладающих статусом международных холдинговых, является статус нерезидента для применения российского законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
Отметим, что все российские организации имеют право на освобождение от налогообложения в отношении получаемых дивидендов при условии владения более чем 50 % капитала дочерней компании в течение периода, превышающего 365 дней. Освобождение также применяется при участии в капитале дочерних компаний и при условии владения долями в течение периода, превышающего пять лет.
Что касается льготы в отношении налога у источника при выплате дивидендов зарубежным участникам / акционерам международной компании, то пониженная ставка налога у источника в Российской Федерации может применяться только публичной международной холдинговой компанией и составлять 5 %. Отметим, что многие соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Российской Федерацией, содержат условие о применении ставки налога у источника в отношении дивидендов в размере 0 %, без ограничения применения положений соглашения отдельными видами юридических лиц.
В отношении освобождения прибыли КИК от включения в налоговую базу по налогу на прибыль, применяемому к международным холдинговым компаниям, можно заметить, что Налоговым кодексом РФ предусмотрен ряд случаев, когда подобное освобождение доступно для всех контролирующих лиц — резидентов РФ (например, когда КИК является активной компанией или активной холдинговой компанией).
Таким образом, значительные налоговые льготы могут получить лишь международные компании со статусом международных холдинговых: при соблюдении ряда условий они освобождаются от налогообложения в отношении иностранных дивидендов, а также доходов от продажи (выбытия) акций (долей) дочерних компаний.
Решение о редомициляции в Российской Федерации, принятое рядом «подсанкционных» иностранных компаний, вероятнее всего, было вызвано необходимостью реструктуризировать владение путем снижения доли владения дочерними компаниями, привлечения заемного финансирования и проведения его внутригруппового распределения, а также структурирования выплат дивидендов с территории РФ. Несмотря на то, что санкции в отношении лиц, включенных США в SDN-лист, обязательны к применению лишь на территории США лицами, подпадающими под американскую юрисдикцию, американское санкционное законодательство (в частности, CAATSA) содержит нормы, предусматривающие возможность включения в санкционные списки иностранных лиц, осуществляющих операции с фигурантами списка SDN. При этом санкционные ограничения распространяются также на все компании, прямо или косвенно на 50 % и более принадлежащие одному либо нескольким подсанкционным лицам. Кроме того, в конце мая 2018 г. OFAC выпустило разъяснение, согласно которому выплата дивидендов в пользу подсанкционных лиц может привести к применению вторичных санкций в отношении компаний, выплачивающих дивиденды.
Поскольку при регистрации на острове Джерси, местом эффектиного управления UC Rusal являлась территория Республики Кипр, то и UC Rusal, и En+ Holding Limited имели возможность применять как сеть кипрских соглашений об избежании двойного налогообложения для снижения ставки налога у источника на получаемые дивиденды в стране выплаты, так и положения кипрского налогового законодательства в отношении льготного налогообложения полученных компаниями дивидендов и доходов от продажи акций / долей дочерних компаний. Следовательно, при переходе таких компаний под российскую налоговую юрисдикцию и снижении доли владения в капитале дочерних компаний до уровня менее 50 % для сохранения уровня налоговой нагрузки этим компаниям потребуется получение статуса международных холдинговых, так как общая налоговая льгота, установленная Налоговым кодексом РФ, применяется только в случае владения более чем 50 % капитала дочерней компании. В отношении международных холдинговых компаний данное пороговое значение установлено в размере 15 %.
Что касается перспектив перерегистрации в «русских офшорах» иностранных компаний, не попавших под действие санкций, можно отметить следующее. С учетом того, что на данный момент не известен размер ежегодного сбора, который будет взиматься с международных компаний, а также с учетом довольно значительной суммы требуемых инвестиций в Российской Федерации и необходимости получения разрешения Правительства РФ на редомициляцию из России считаем, что в ближайшее время не стоит ожидать от рядовых иностранных компаний значительного интереса к российским «офшорным» островам.
Авторы:
Дарья Невская, Советник Департамента корпоративной практики и M&A в FTL Advisers, Ltd.
Наталья Пацева, Управляющий партнёр FTL Advisers, Ltd.