Инициативы ФАТФ 2018

Деятельность Организации по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (FATF) оказывает всё большее влияние на всех участников рынка и физических лиц, в том числе крайне далеких от террористической или любой другой преступной деятельности. 

FATF – это международная организация, ее акты не имеют обязательной силы ни в отношении конкретных государств, ни в отношении участников оборота, однако общемировой тренд на борьбу с легализацией настолько силен и так тесно переплетается с фискальными интересами государств, что рекомендации FATF, как минимум четко демонстрируют вектор ужесточения контроля, углубления проверок, сферы бизнеса и юрисдикции, где следует быть особенно внимательными в структурировании финансовых потоков и выборе контрагентов.

Обзор деятельности FATF в ноябре обусловлен тем, что в октябре каждого года FATF систематично обновляет «черный список» юрисдикций, вносит изменения в «Рекомендации», тем самым обозначая вектор работы комплаенс-служб финансовых институтов на ближайшее время.

Остановимся на наиболее значимых инициативах, которые могут влиять на деятельность бизнеса и физических лиц, включая как указанные в Бюллетене FATF для Бизнеса, изданном 8 ноября 2018 года, так и не указанные:

1. Опубликованы Руководства по риск-ориентированному подходу для организаций рынка ценных бумаг (Securities Sector). 

Субъектами AML-контроля должны являться все лица, осуществляющие деятельность в секторе ценных бумаг и подлежащие лицензированию (включая брокеров, депозитариев, управляющих, номинальных держателей и инвестиционные фонды), а также посредники на рынке ценных бумаг.

Акцент должен быть сделан на анализе рисков на уровне группы лиц, а не только отдельных клиентов.

Приведён риск факторов, которые могут вызывать повышенный интерес и усиленные меры контроля в отношении клиентов и их операций. К таким факторам, применительно к клиентам, в том числе, относятся: непрозрачная корпоративная структура, упоминание в новостях в СМИ в негативном контексте и связь с бизнесом, в котором высок процент оборота наличных денежных средств.

В отношении операций, рискованными считаются операции с использованием новых технологий или способов платежей, обычно не используемых организациями рынка ценных бумаг, «необычные сложно-структурированные транзакции с неочевидным экономическим смыслом», операции которые могут способствовать анонимности или сокрытию бенефициаров.

2. Опубликованы Руководства по риск-ориентированному подходу для страховых организаций при страховании жизни. В Руководстве подчеркнуто, что обязанность сообщать о подозрительных транзакциях в уполномоченные органы не освобождает страховщиков от обязательств по установлению системы контроля и иных обязательств по противодействию легализации и финансированию терроризма. 

3. Внесение изменений в Рекомендации FATF относительно виртуальных активов. 

Оборот виртуальных активов признан отраслью, нуждающейся в особом внимании с точки зрения противодействия легализации. В качестве рекомендаций для юрисдикций указаны: установление регулирования и лицензирования для таких субъектов рынка, которые ведут деятельностью по торговле и обмену цифровых активов (т.н. «крипто-биржи» и «крипто-обменники»), вменения им в обязанности установления и применения системы противодействия легализации, по аналогии с организациями финансового рынка. При этом юрисдикции имеют право выбирать свой подход к регулированию: от либерального, который, однако, должен обеспечивать должный уровень защиты от использования виртуальных активов в преступной деятельности, до полного запрета оборота цифровых активов.

FATF заявил, что в течение ближайших 12 месяцев более подробно вернётся к вопросу регулирования цифровых активов и выработке обновленных Рекомендаций для участников рынка.

4. Опубликован расширенный доклад (190 страниц) по Сокрытию бенефициарного владения.

Документ разработан на основе материалов специалистов правоохранительных органов, отчетов по взаимной оценке FATF, результатов научных исследований. Проектом руководили Австралия, Германия и Франция, в состав проектной группы вошли, в том числе, эксперты из более, чем десяти стран, включая Россию, а также региональные организации по типу FATF, Международный валютный фонд, ОЭСР, МВФ. Отчёт содержит анализ 106 кейсов и типологий, представленных 34 юрисдикциями. Средняя величина отмытой суммы в каждом примере превышала 500 миллионов долларов.

В результате сформулированы положения, которые должны способствовать снижению рисков и устранению «уязвимостей», и их можно рассматривать в качестве вектора развития законодательства и практики регулирования:

  • Анализ роли номинальных директоров и акционеров и разработка мер, которые предотвращали бы их «ненадлежащее использование».
  • Регулирование деятельности профессиональных посредников (регистраторов, бухгалтеров, юристов и т.п.) в соответствии со стандартами FATF.
  • Изучение мер по снижению возможного «ненадлежащего использования» адвокатской тайны, включая меры по обучению юристов выявлению и раскрытию механизмов сокрытия бенефициарных владельцев.
  • Обеспечение максимального доступа органов финансовой разведки к самому широкому кругу финансовой информации.
  • Повышение прозрачности и обмена информацией в отношении бенефициарного владения.
  • Разработка дальнейших мер по улучшению качества и скорости международного обмена финансовой информацией.
  • Обеспечение полноты, актуальности, доступности и достоверности реестров бенефициаров.
  • Повышение информированности о механизмах легализации преступных доходов с использованием юридических лиц и структур.

5. Обновлён «черный список» юрисдикций.

Корейская Народная Демократическая Республика названа юрисдикцией, «в отношении которой FATF призывает принять все меры для защиты финансовой системы от существенных рисков, связанных с финансированием терроризма и отмыванием преступных доходов, исходящих от этой юрисдикции».

Иран назван юрисдикцией, «в отношении которой рекомендовано проявлять повышенные меры предосторожности, соразмерные риску, исходящему от юрисдикции».

В перечень юрисдикций, с «существенными дефектами» в системе противодействия легализации преступных доходов включены:

  • Багамы;
  • Ботсвана*;
  • Гана*;
  • Эфиопия;
  • Пакистан;
  • Сербия;
  • Шри-Ланка;
  • Сирия;
  • Тринидад и Тобаго;
  • Тунис;
  • Йемен.

* ранее не фигурировали в списке

6. FATF проявляет активный интерес к области FinTech, декларируя, в т.ч. на пленарном заседании FATF, поддержку «ответственных инициатив и инноваций, учитывающих меры AML/CFT».

Никогда ранее за всю историю своей деятельности FATF не была столько активна: к настоящему моменту за 2018 год выпущено 92 публикации, относящихся к различным сферам деятельности FATF: от изменений «Рекомендаций», до обзора состояния законодательства и практики AML в различных юрисдикциях. Ранее наибольшим годом активности FATF был 2012, знаменуя подъём внимания к теме финансирования терроризма после теракта 11 сентября 2001 года, но и тогда количество публикаций не превысило 69. Это наглядно иллюстрирует расширение влияния FATF и областей, где противодействие терроризму оказывает серьезное влияние на ведение бизнеса сегодня, и  будущее личного благосостояния завтра.