Вам пришел запрос от налоговой. Что делать: пошаговая инструкция

В продолжение серии публикации о формах налогового контроля в данной статье разбираемся, что нужно делать и как правильно взаимодействовать с налоговым органом, чтобы минимизировать свои риски.

Первую заметку о том, как инспекция проводит налоговый контроль в отношении физического лица или ИП, читайте здесь.

Из нашей практики мы видим, что клиенты-налогоплательщики, получая от налоговой инспекции требования, уведомления или информационные письма, часто не знают, как на это реагировать. Давайте попробуем в этом разобраться.

Пять основных действий (шагов) при получении требования от налоговой инспекции:

  1. Определяем, что получили;
  2. Определяем законность (NB: обязательно с юристом);
  3. Решаем, что представлять;
  4. Определяем сроки ответа;
  5. Определяем, как представлять.

Теперь разберем каждое действие подробнее.

Шаг 1: Запросы налоговых органов

При получении запроса (обращения, требования) от налогового органа, для начала нужно понять, в связи с каким процессуальным действием он был направлен.

Получаемые налогоплательщиками запросы налоговых инспекций оформляются в виде требований и уведомлений.

Наиболее распространенные требования:

  • Требование об уплате задолженности;
  • Требование о предоставлении пояснений;
  • Требование о предоставлении документов (информации).

В качестве уведомлений наиболее часто направляются:

  • Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) для дачи пояснений;
  • Уведомление о неисполнении обязанности по представлению налоговой декларации (расчета);
  • Уведомление о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной;
  • Уведомление, направляемое в соответствии с форматом личного кабинета налогоплательщика, в связи с выявленными нарушениями в заполнении Отчета о движении денежных средств.

Действия налоговых органов строго регламентированы процессуально Налоговым кодексом РФ и издаваемыми Приказами ФНС РФ в том случае, если это прямо предусмотрено Кодексом. Документы, которые мы получаем от Инспекций, оформляются по соответствующим формам.

Так, в частности, формы Требования о предоставлении пояснений[1] и Требования о предоставлении документов (информации)[2] утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 7 ноября 2018 г. N ММВ-7-2/628@.

В каких случаях приходят запросы

Предположим, Вы – как налогоплательщик — физическое лицо, или как индивидуальный предприниматель или как руководитель организации-налогоплательщика (и также в случае исполнения обязанностей налогового агента) – получили требование о предоставлении пояснений и (или) документов (информации). В большинстве случаев, это требования в рамках начатой камеральной проверки или вне рамок налоговых проверок. Что такое камеральная проверка? Это проверка по месту нахождения Инспекции по представленной налогоплательщиком декларации, а также по документам налогоплательщика, которые он сдал, и (или) которые есть у Инспекции в отношении него. На такие запросы (требования) отвечать нужно обязательно: либо представлять пояснения и документы, либо отказывать, если на то есть право, тщательно обосновав свою позицию.

Иногда налогоплательщики получают не требования и уведомления, а информационные письма. Информационное письмо не налагает никакой обязанности, не содержит требования, и носит, по сути, информационно-разъяснительный, рекомендательный характер. Отвечать на него не нужно, но следует принять к сведению и воспользоваться рекомендациями, которые есть в письме, если это отвечает Вашим интересам.

Определяем основание направления запроса

Чтобы понять, в связи с чем было направлено требование, обратите внимание, на какую статью Налогового кодекса РФ ссылается Инспекция, обосновывая свое право на получение пояснений, документов (информации или сведений). Далее для легкости восприятия текста будем ссылаться на «Кодекс», подразумевая «Налоговый кодекс РФ».

Итак, если Инспекция ссылается на пункт 3 ст. 88 Кодекса, это значит, что она выявила противоречия в декларации и документах, которые Вы направляли, и которые у нее имеются, и предполагает, что занижена сумма налога. Это требования в рамках камеральной проверки. Инспекция в этом случае может истребовать пояснения и в некоторых случаях документы, а также может потребовать исправить ошибку и представить уточненную декларацию.

Далее, если в требовании указана ссылка на пункт 1 ст. 93.1 Кодекса, то требование направлено по другой причине – Инспекции нужна информация в отношении Вашего контрагента или иного проверяемого налогоплательщика, в отношении которого Вы, или Ваша организация, можете располагать документами (информацией), касающейся его деятельности.

Но Инспекция может запросить документы и информацию и без какой-либо проверки. Это случай, который предусмотрен пунктом 2 ст. 93.1 Кодекса, когда истребуются документы по конкретной сделке, если Вы или Ваша организация – участник сделки, или можете располагать документами (информацией) об указанной сделке. Как правило, Инспекция может запросить практически любые нужные ей документы или информацию. Далее, документы могут быть использованы налоговыми органами как материал для предпроверочного анализа налогоплательщика, у кого они запрашиваются, а также для проверки других налогоплательщиков.

Есть еще два основания: по пунктам 1.1 и 2.1 ст. 93.1 Кодекса, по которым налоговые органы вправе потребовать документы. Это проверка деклараций (расчетов) инвестиционного товарищества и его участников, а также истребование документов в отношении имущества, на которое обращено взыскание в связи с задолженностью индивидуального предпринимателя или организации по налогам более 1 млн руб. При этом документы по данному основанию можно истребовать только в рамках Перечня, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 10 февраля 2020 г. N ЕД-7-8/85@.

Шаг 2: Определяем Законность направления требования

Законно ли требование, направленное за сроками проведения камеральной проверки

Есть одно важное обстоятельство, которое анализируется юристами и принимается в некоторых случаях во внимание, если это не угрожает процессуальному положению налогоплательщика и не влияет на решение налогового органа – это определение соблюдения Инспекцией срока проведения камеральной проверки и оценка возможных законных действий налогоплательщика в случае направления Инспекцией требования за пределами срока проверки.

По общему правилу, сроки камеральной проверки составляют 3 месяца с даты подачи декларации или расчета, и срок проверки не может быть продлен. По налоговой декларации по НДС – 2 месяца, при этом срок может быть продлен до 3-х месяцев. Срок проверки по налоговым декларациям по НДС, представленные иностранными организациями, состоящими на учете в налоговом органе, составляет 6 месяцев.

Для камеральных налоговых проверок, которые проверяющие вправе провести и в отсутствие налоговой декларации, расчета (на основе имеющихся у них документов и информации о налогоплательщике) также установлены сроки проведения, которые составляют 3 месяца со дня истечения установленного срока представления соответствующей налоговой декларации (расчета).

Согласно Кодексу, если налоговый орган направит требование о представлении пояснений и документов по истечении срока проведения камеральной проверки, налогоплательщик вправе в силу пп. 11 п. 1 ст. 21 Кодекса не выполнять такое требование. Конечно, в некоторых случаях может быть и целесообразно в ответах на требования, направленные за пределами сроков камеральной налоговой проверки, сослаться на право налогоплательщика не исполнять незаконные требования Инспекции, между тем, самостоятельно оценивать правомерность действий Инспекции по данному обстоятельству очень сложно и нужно учитывать массу нюансов.

К примеру, суды нередко приходят к выводу, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока не является основанием для признания недействительным решения налоговой Инспекции, поскольку не является безусловным основанием для отмены.

Поэтому с направлением в Инспекцию отказа от предоставления пояснений или документов по основанию незаконного направления требования за пределами сроков камеральной проверки, нужно быть осторожнее. В этом случае рекомендуем обязательно проконсультироваться с налоговыми специалистами.

Определяем законность вызова налогоплательщика для дачи пояснений

Также наряду с требованиями о предоставлении пояснений, налоговыми органами применяется вызов налогоплательщика в Инспекцию для дачи пояснений. Такой вызов оформляется Уведомлением по форме КНД 1165009[3], утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 7 ноября 2018 г. N ММВ-7-2/628@ на основании подпункта 4 пункта 1 ст. 31 Кодекса.

Как показывает практика, в ряде случаев такие уведомления направляются с целью истребования у налогоплательщиков документов или в них содержится требование представить уточненные налоговые декларации (расчеты) в связи с выявленными налоговыми органами ошибками (противоречиями, несоответствиями) в ранее представленных декларациях (расчетах). Таким образом нарушается порядок истребования документов, предусмотренный ст. 93, 93.1 Кодекса, а также подменяются мероприятия налогового контроля, предусмотренные п. 3 ст. 88 Кодекса.

Важно обратить внимание, что из такого уведомления должен следовать конкретный вопрос для дачи пояснений, по которому налогоплательщик вызывается в налоговый орган, а также должна присутствовать ссылка на конкретную налоговую проверку или мероприятие налогового контроля, в рамках которых оно направляется. В противном случае – такой вызов незаконен.

Шаг 3: Определяем, что Вы обязаны и вправе представлять по запросу  

При истребовании документов в рамках камеральной проверки (на основании статьи 88 Кодекса) права Инспекции ограничены. Ограничены они, во-первых, периодом представленной декларации, а во-вторых, допустимым перечнем документов.

Обязанность представлять документы есть только в следующих случаях:

  • в отношении документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации в обязательном порядке;
  • для подтверждения льгот, заявленных в декларации, — у организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • для подтверждения изменений по уменьшению суммы налога, заявленного в уточненной налоговой декларации, поданной по истечении двух лет со дня ее подачи по установленному сроку;
  • при проверке декларации по НДС – истребовать можно только документы, подтверждающие налоговые вычеты; документы у иностранной организации, подтверждающие место оказания услуг в электронной форме;
  • при проверке налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет, – документы, подтверждающие правомерность применения такого налогового вычета;
  • при проверке расчета страховых взносов – документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами;
  • при проверке единой (упрощенной) налоговой декларации или декларации по ЕСХН – документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении определенных несоответствий;
  • при проверке правильности исчисления налогов, связанных с использованием природных ресурсов – документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Пояснения в ходе камеральной проверки запрашиваются, например, по следующим основаниям:

  • в случае неподачи налогоплательщиком декларации по налогу на доходы физических лиц и наличия у налогового органа информации о полученных доходах от продажи и дарения недвижимого имущества;
  • в случае выявления ошибок в налоговой декларации (расчете) и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах и документах, имеющихся у налогового органа;
  • в случае подачи налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком;
  • в случае заявленной в декларации суммы убытка;
  • в случае применения ИП и организацией налоговых льгот;
  • в случае заявления в декларации по налогу на прибыль инвестиционного налогового вычета.

Важно помнить, что если от Вас требуют представить пояснения и не требуют представлять документы, то прикладывать их к пояснениям не нужно, это только Ваше право.

Как правило, камеральная проверка не может проводиться в отношении налогоплательщика, если не было факта подачи им декларации.

Однако предусмотрены исключения. Например, если декларация 3-НДФЛ не подана в отношении доходов от продажи или дарения недвижимости в установленный срок, проверка проводится на основе имеющихся у налогового органа документов и информации об указанных доходах. Также Инспекция проведет проверку на основе имеющихся у нее документов и информации в отношении налогоплательщика-контролирующего лица иностранной компании.

Что касается истребования документов и информации по основаниям ст. 93.1 Кодекса (то есть вне рамок проверки или в отношении контрагента или иного проверяемого налогоплательщика), как уже указывалось выше, Инспекция может запросить практически любые нужные им документы или информацию.

Шаг 4: Определяем срок исполнения требований и дату получения документов налогового органа

По общему правилу, срок для исполнения требований – 10 рабочих дней. Но для некоторых требований есть и более короткие сроки – 5 рабочих дней. Для удобства информацию о сроках исполнения требований инспекции мы оформили таблицей «Сроки исполнения требований налогового органа (ст. 88, ст. 93, ст. 93.1 НК РФ)».

О том, как определяется дата получения требования, можно узнать из таблицы «Определение даты получения документов налогового органа».

Определяем крайний срок для исполнения требования

Важно правильно определить дату получения требования, чтобы рассчитать крайний срок представления документов, потому что за неисполнение или несвоевременность исполнения требования предусмотрена ответственность в виде штрафов. И иногда эта ответственность существенная.

Например, если требование содержит обязанность представить документы, и к тому же документы перечислены и их можно четко идентифицировать и посчитать, то ответственность в виде штрафа может составить немалую сумму, исходя из расчета штрафа за один непредставленный документ и количества запрошенных и непредставленных в установленный срок документов. Так, штраф за один непредставленный документ составит 200 руб. (п. 1 ст. 126 Кодекса). В данном случае важно понимать, что такая мера ответственности может быть применена только в том случае, если запрашиваемые документы имелись у налогоплательщика, и у него была реальная возможность представить их в указанный срок, но налогоплательщик этого не сделал, то есть либо нарушил срок представления документов, либо уклонился от их представления.

За сам факт непредставления документов, если документы запрошены в отношении Вашего контрагента или по сделке, штраф для организаций и ИП составит 10 000 руб., а для физического лица – 1 000 руб. (п. 2 ст. 126 Кодекса). В случае отказа от предоставления пояснений в ходе камеральной проверки декларации или за факт непредставления документов, запрашиваемых в отношении конкретной сделки, Инспекция оштрафует на 5 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 Кодекса), а при повторном нарушении в течение календарного срока – на 20 000 руб.

Как продлить срок исполнения требования налогового органа или не исполнять его

Если Вы не успеваете представить документы в срок, необходимо уведомить об этом налоговый орган не позднее следующего дня за днем получения требования. К сожалению, это не гарантирует, что вам продлят сроки. Инспекция может вынести решение о продлении срока или отказать. Уведомление должно быть подготовлено с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. Уведомление направляется по Форме КНД 1125045[4], утвержденной  Приказом ФНС РФ от 24 апреля 2019 г. N ММВ-7-2/204@ «Об утверждении формы и формата представления уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) в электронной форме». В течение двух рабочих дней со дня получения уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение. Возможные причины продления срока представления документов (информации): большой объем истребуемых документов, отпуск главного бухгалтера, болезнь главного бухгалтера и др.

Заявление о снижении штрафов имеет практический характер также и в случае, если срок не продлят. Так, судебная практика идет по пути снижения штрафов при наличии смягчающих обстоятельств, одним из которых может являться наличие заявления о продлении срока для представления документов.

Отличия в сроке исполнении Уведомления-требования налогового органа от Требования

Есть еще один вид нередко встречающихся уведомлений, которые налогоплательщики- физические лица получают через свои личные кабинеты налогоплательщика – это уведомление о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета о движении денежных средств, финансовых активов и о переводах с помощью электронных кошельков,  по форме КНД 1125120, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 17 марта 2017 г. N СА-7-6/220@[5] в Перечне электронных документов, направляемых налогоплательщиком и налоговым органом посредством интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Обязанность по подаче отчета физическим лицом предусмотрена Федеральным законом о валютном регулировании и валютном контроле. Порядок подачи описан в Постановлении Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. N 1365.

Для такого рода уведомлений срок для подачи уточненного отчета не может быть менее 7 рабочих дней со дня получения уведомления. День получения уведомления определяется несколько иначе, чем день получения требований, предусмотренных Кодексом. Для таких уведомлений дата получения – это дата, которая фиксируется соответствующей информационной системой. По документам же налогового органа, с помощью которых он реализует свои полномочия в соответствии с Кодексом, дата получения – это дата, следующая за датой размещения документов в личном кабинете налогоплательщика.

Шаг 5: Как исполняем требование налогового органа

Итак, мы уже разобрались, что, получив требование налогового органа, сначала определяемся с основанием требования и его правомерностью с точки зрения предмета требования (что требуют представить). Далее, если требование незаконно, обязательно ответьте Инспекции о неправомерности требования в течение срока, установленного для его исполнения, и подробно обоснуйте свою позицию. Либо, если Вы готовы ответить на него, или если требование законно, направляйте в Инспекцию то, что запрошено (пояснения, документы).

Представляйте пояснения в произвольной письменной форме (за исключением некоторых случаев) и способом, обеспечивающим подтверждение передачи их налоговому органу.

Документы прилагайте, только когда это требуется или, если требование такое отсутствует, только если это в Ваших интересах. Но обратите внимание, что Вы не обязаны представлять документы, которые Вы не должны иметь и оформлять в силу прямого указания закона или иных нормативных правовых актов.

Если действительно обнаружены ошибки в налоговой декларации – подайте уточненную налоговую декларацию. К сожалению, ввиду того, что подаваться уточненная налоговая декларация будет после обнаружения ошибок налоговым органом, избежать привлечения к ответственности не получится.

Истребуемые документы и пояснения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Истребуемые налоговым органом документы представляйте в виде заверенных копий, если Вы их представляете на бумажном носителе. Нотариальное удостоверение не требуется. Передавайте обязательно по описи. ФНС РФ установлены требования по порядку подготовки и представления документов Приказом от 7 ноября 2018 г. N ММВ-7-2/628@. Документы должны быть представлены с сопроводительным письмом, прошиты, и надлежащим образом заверены на обратной стороне прошивки.

В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Документы и пояснения также можно подавать через личный кабинет налогоплательщика. Для этого достаточно представить их либо в электронном формате, либо отсканировать документы на бумажном носителе и загрузить в личном кабинете. Подача документов через личный кабинет удостоверяет лицо, направляющее пояснения и документы. Пояснения и документы подаются через рубрику «Прочие обращения». В большей мере это касается физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Пояснения по налоговой декларации по НДС представляются только в электронной форме, согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 16 декабря 2016 г. N ММВ-7-15/682@ «Об утверждении формата представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме». Такие пояснения не считаются представленными в случае не только подачи их на бумажном носителе, но и не по установленному формату.

С 01.07.2021 налогоплательщик по НДС и по налогу на имущество организаций вправе в качестве пояснения представить в электронной форме реестр подтверждающих документов. Форма и порядок заполнения указанного реестра, а также формат и порядок представления такого реестра в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 24.05.2021 N ЕД-7-15/513@.

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться также и с подлинниками документов. Это прямо установлено в п. 2 ст. 93 Кодекса. В указанной норме имеются в виду документы, которые были ранее истребованы в рамках ст. ст. 93 и 93.1 Кодекса (п. 7.3 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@).

Как мы уже писали выше, важно помнить, что если от Вас требуют представить пояснения и не требуют представлять документы, то прикладывать их к пояснениям не нужно, это только Ваше право.

Также у Вас нет обязанности представлять ранее представленные документы, при условии, что Вы уведомили налоговый орган по установленной форме в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее. Форма Уведомления (КНД 1125045[6]) утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 24 апреля 2019 г. N ММВ-7-2/204@.

Наши рекомендации

Несмотря на то, что на первый взгляд кажется, что последствия непредставления документов и пояснений незначительны, мы не рекомендуем игнорировать требования и уведомления Инспекции. Необходимо корректно и в соответствии с установленным порядком отвечать и реагировать на них. Во многих ситуациях, особенно касающихся индивидуальных предпринимателей и организаций, отказ от исполнения требований, игнорирование требований увеличивает риск назначения выездной налоговой проверки. Также в отсутствие ответов на требования, налоговый орган вправе не признать право на заявленные льготы, и доначислить налог.

Юристы FTL Advisers оказывают полное юридическое сопровождение в случае налоговых проверок и готовы проконсультировать всем вопросам, связанным со взаимодействием налогоплательщиков с налоговыми органами. Чтобы связаться с нами, напишите по электронной почте: info@ftl-advisers.ru.

[1] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314075/5236698d378ae3e5415b3e96d336fa920814fc51/

[2] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314075/6139eff0778ad72cc932781444c7ca5076af7cdd/

[3] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314075/ffdc3f2a1042c4d5ac05d6b327b67b9702b6f785/

[4] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325480/e762cfcd10f2c7018bf7008ded53ff0724ee7f53/

[5] ttps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_214691/c383d500c0f8acd2a0e6848560ab61d32ab51563/

[6] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325480/e762cfcd10f2c7018bf7008ded53ff0724ee7f53/