Соглашения об избежании двойного налогообложения приостановили. FAQ по последствиям
Правила о двойном налогообложении изменились: теперь не действует большая часть положений из соглашений с 38 странами. Что это меняет в налоговых обязанностях компаний и работников и какие еще поправки в НК их затронут, разобрали на примере российских граждан, которые работают на Кипре.
В октябрьском номере журнала «Юрист компании» Юлия Завьялова, адвокат, руководитель налоговой практики FTL Advisers, рассказала, как платить налоги после приостановки действия соглашений об избежании двойного налогообложения.
Что произошло и каких еще нормативных актов ожидать
Приостановили действие часть норм международных договоров о налогообложении (1). Указ Президента об этом действует с 8 августа и затрагивает 38 недружественных стран, в том числе Кипр. При этом одного Указа недостаточно. Поскольку обязательное применение международного договора устанавливает закон, Президент поручил Правительству внести в Госдуму законопроект о приостановке действия соглашений. Если депутаты отклонят законопроект, то действие соглашений по налогообложению возобновится.
Какие механизмы приостановили, а что продолжает действовать
Больше нет возможности снижать налоговую ставку в стране – источнике дохода, облагать налогом доход только в одной из стран. Распределение налогов между ними в случае применения методов устранения двойного налогообложения применимо, но не как прежде. Кроме того, утратили силу протоколы к Соглашениям, а также положения о:
- постоянных представительствах;
- налогообложении имущества;
- недискриминации;
- ограничении льгот.
Указ сохранил нормы о лицах и видах налогов в сфере действия соглашения, порядке определения резидентства, методах устранения двойного налогообложения, взаимосогласительной процедуре и об обмене налоговой информацией. Хотя формально эти нормы продолжают действовать, возникло неочевидное затруднение. Дело в том, что зачастую в таких положениях есть отсылки к нормам, которые временно утратили силу.
Пример: в соглашении (2) с Кипром осталась в силе статья 23 «Устранение двойного налогообложения». Она отсылает к порядку налогообложения, который устанавливает это же соглашение. Однако нормы об этом порядке временно не действуют. То есть невозможно установить, какое государство обязано устранять двойное налогообложение, хотя статья о нем формально действует. Фактически Россия приостановкой норм о порядке обложения доходов, в частности по найму, отказалась устранять двойное налогообложение в случаях, когда ее к этому обязывало соглашение.
Что изменится в механизме зачета налогов в трудовых отношениях
Если налоговый резидент РФ находится на Кипре, выполняет там работу и получает от кипрского нанимателя зарплату, налог с нее должен платить на Кипре. При этом и по НК доход российского резидента от источников за границей подпадает под НДФЛ. Ранее проблему решали так: Россия принимает к зачету налог, который удержал Кипр. Теперь же не действует статья 15 соглашения с Кипром – о доходах от работы по найму. Следовательно, зачет в России невозможен, и лицу придется заплатить налог дважды. Сложность в том, что в НК зачет обусловлен правилами международных соглашений. Поскольку они временно утратили силу, то и положения главы 23 НК не позволяют однозначно устранить риск двойного налогообложения.
Для резидента Кипра, который физически выполняет работу в России, получает зарплату от российского нанимателя, ситуация обратная. По НК это доход нерезидента от источника в РФ, он облагается налогом в России. При этом на Кипре сработает механизм защиты от двойного налога: действует статья 23 Соглашения. Приостановка статьи 15 Соглашения этому помешать не должна.
Как платить налоги гражданам, которые работают на Кипре на российские и кипрские компании
Ситуация: гражданин РФ работает удаленно на Кипре по трудовому договору с российской компанией или с представительством кипрской компании в России. До 1 января 2024 года это доход от источников за пределами РФ. Пока сотрудник остается налоговым резидентом России, уплачивает НДФЛ российская компания или кипрское представительство. Они перестают это делать, когда сотрудник утратит резидентство. Если станет налоговым резидентом Кипра, заплатит налоги в этой стране. Приостановка соглашения с Россией на его обязательства не влияет. Аналогично если гражданин РФ работает удаленно на Кипре на кипрскую или иную иностранную компанию по трудовому договору. Если он утратил российский налоговый статус, а работает по трудовому договору за пределами РФ, российских налоговых обязательств нет.
Что изменится для удаленных работников с 2024 года
С 1 января 2024 года заработают новые правила для лиц, которые трудятся удаленно на российскую компанию, но не выполняют работу в обособленном подразделении на Кипре, или на обособленное подразделение кипрской компании в России. Независимо от резидентства сотрудника российский работодатель будет удерживать стандартный НДФЛ – 13 или 15 процентов. Следовательно, когда российский гражданин уехал и потерял статус резидента России, его российский работодатель заплатит за него налог. При этом как резиденту Кипра ему предстоит заплатить налог и там. В этом случае возможен зачет на Кипре, если соглашение не денонсируют, как это случилось с Латвией, Нидерландами и будет с 2024 года с Данией.
Чтобы избежать претензий ИФНС, рекомендуем корректно квалифицировать договоры с удаленными работниками как трудовые с дистанционной трудовой функцией, То есть существенные условия договора, например с кипрской компанией, должны соответствовать критериям трудового договора и трудовой функции в российском праве. В частности, отражать в договоре условия о месте выполнения трудовых функций.
Как платить налог исполнителям по ГПХ
Ситуация: российский гражданин оказывает услуги по гражданско-правовому договору удаленно с территории Кипра. При этом не имеет значения, работает он на российскую, кипрскую или иную иностранную компанию. Сейчас его доход считается доходом от источников за пределами РФ. Следовательно, налоговый резидент РФ уплачивает НДФЛ по ставке 13 или 15 процентов, а у нерезидента такой обязанности нет.
Правила изменятся с 1 января 2025 года (3). Если исполнитель удаленно оказывает услуги в сети Интернет с помощью российской национальной доменной зоны или технических средств информационных систем в РФ, то заплатит НДФЛ 13 или 15 процентов при любом из условий:
- остается российским налоговым резидентом;
- получает доходы на счет в российском банке;
- оказывает услуги российским компаниям, ИП, нотариусам, обособленным подразделениям иностранных организаций в РФ.
Влияет ли иностранное гражданство или статус ИП на налоги в России
Двойное гражданство для российского НДФЛ не имеет значения. Его плательщиками могут быть и россияне, и иностранцы. Для применения Соглашения с Кипром гражданство тоже не играет роли. Важно определить статус налогового резидента какого-либо государства. Аналогично и статус предпринимателя в другой стране не имеет значения для российских налоговых обязательств. Если лицо подпадает под критерии российского резидентства, то обязано платить НДФЛ от зарубежных доходов, в том числе от предпринимательской деятельности. Налоговые обязательства и налоговые ставки определят как в ситуации, когда гражданин оказывает услуги по гражданско-правовым договорам.
Российский гражданин получает дивиденды от кипрской компании
В ситуации, когда дивиденды выплачиваются кипрской компанией российскому гражданину, являющемуся налоговым резидентом России, доход будет облагаться по ставкам для физического лица – 13/15%. Налог на Кипре не уплачивается. Поэтому частичное приостановление Соглашений на его обязательства не влияет. Если дивиденды получает гражданин России, который приобрел статус налогового резидента Кипра и, соответственно, утратил резидентство России, налог с дивидендов не платится ни в России, ни на Кипре.
(1) Указ Президента от 08.08.2023 № 585 «О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения»
(2) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, заключено в г. Никосии 05.12.1998
(3) Абз. 3 — 6 пп. «а» п. 21 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ