Сроки смерти имеют значение. ВС разъяснит порядок взыскания страховки после гибели заемщика
Комментарий Натальи Пацевой, Управляющего партнера FTL Advisers, для ИД «Коммерсантъ».
Верховному суду РФ (ВС) предстоит разобраться, может ли кредитор получить выплату в связи со смертью застрахованного заемщика, если после нее прошло уже несколько лет. Кредитор утверждает, что ничего не знал и заслуживает страховое возмещение. Но страховая компания отказывается платить, считая, что кредитор пропустил срок давности из-за собственного «неразумного и недобросовестного поведения». Юристы признают проблему срока и трудности получения информации как о смерти граждан для кредиторов, так и о долгах для наследников.
ВС рассмотрит спор о возможности взыскания страховки спустя годы после наступления страхового случая. История началась в июне 2012 года, когда Азиатско-Тихоокеанский банк выдал Геннадию Матвееву кредит на 320 тыс. руб. Заемщик застраховал свою жизнь и здоровье в пользу банка в СК «Гелиос».
Господин Матвеев перестал вносить платежи, и в декабре 2014 года Петропавловск-Камчатский гор суд взыскал долг по иску банка, но гражданин добровольно не расплатился. Кредитор не торопился обращаться к приставам — исполнительное производство было возбуждено лишь в июле 2019 года, а уже в декабре банк уступил долг ООО «Траст».
Новый кредитор в июне 2021 года сообщил «Гелиосу» о наступлении страхового случая — смерти застрахованного еще в 2017 году — и потребовал выплату. Страховщик платить не стал, и ООО обратилось в суд.
Арбитражные суды трех инстанций удовлетворили иск, взыскав в пользу «Траста» 223,9 тыс. руб. По мнению судов, срок исковой давности отсчитывается с момента отказа страховой компании в выплате, поэтому не пропущен.
«Гелиос» оспорил эти решения в ВС, считая срок исковой давности истекшим. Страховщик пояснил, что при наличии многочисленных неплатежей банк долго «не предпринимал каких-либо действий, чтобы установить причины просрочки, и не обращался к приставам». По мнению «Гелиоса», о смерти «должно было стать известно еще в 2017 году». Дело передали в экономколлегию ВС, рассмотрение назначено на 20 сентября.
При этом, по мнению Натальи Пацевой, существует проблема получения информации о долгах наследодателя при вступлении в права наследования:
«Наследники могут не знать о долгах умершего: они не могут сами запросить сведения, эта информация относится к банковской тайне», — говорит управляющий партнер FTL Advisers Наталья Пацева.
Читайте полную версию материала на сайте ИД «Коммерсантъ».