Успех любой ценой: как перспективный стартап Legionfarm дошел до суда с инвесторами

Фонд TMT Investments судится со стартапом Legionfarm победителя рейтинга 30 самых перспективных россиян до 30 лет Алексея Белянкина. Компания с 2019 года привлекла более $17 млн от известных фондов и бизнес-ангелов.

Комментарий Марии Чумановой, Управляющего партнера FTL Advisers, для материала Forbes.

В конце июля 2023 года венчурный фонд TMT Investments подал в суд на основателя стартапа по улучшению игровых навыков геймеров Legionfarm Алексея Белянкина. Предприниматель манипулировал данными в финансовых отчетах для инвесторов, тратил деньги компании на личные, не связанные с бизнесом нужды, а также нарушил устав и учредительные документы Legionfarm, изменив состав совета директоров, говорится в исковом заявлении TMT Investments. Фонд просит суд отстранить Белянкина от управления стартапом и назначить вместо него попечителя.

Золотое время

Алексея Белянкина и его Legionfarm в свое время хвалили заслуженно. До 2021 года он динамично рос. В 2019-м выручка компании составила $6. В том же году Legionfarm привлек первые существенные деньги — $1,4 млн от TMT Investments.

В 2020 году, пройдя YCombinator, стартап привлек под развитие этого направления новый инвестраунд, суммарно он составил $6 млн, в стартап вложились Silicon Valley Bank, сооснователь Twitch Кевин Лин, Altair Capital, а также Андрей Дороничев, экс-директор по продуктам Google и сооснователь стартапа Optic.

Погоня за «единорогом»

Fake it until you make it (с англ. — «притворяйся, пока не сделаешь») — фраза, которую озвучивают в разговорах Forbes бывшие сотрудники Legionfarm, описывая принцип ведения бизнеса с весны 2021 года.

Пока стороны заключали сделку, выручка начала снижаться, утверждает Степан Югай, топ — менеджер Legionfarm, а также бывший гендиректор таск-сервиса и член совета директоров Legionfarm Эмин Алекперов.

На финальных этапах обсуждения сделки с Winter Capital Белянкин решил, что «нужно накачивать выручку». Для этого использовалась механика с картами: компания выводила деньги со счета своего сингапурского как выплаты про-игрокам за занятия с клиентами. Эти деньги через платежную систему Wise на российские карты получала «группа знакомых», описывает Югай. Затем получатели с этих карт совершали покупки в Legionfarm.

По словам Югая, эту механику в компании применяли около четырех месяцев, с июня по сентябрь 2021 года. Максимальная сумма завышения, по его оценке, достигла порядка 10% месячной выручки.

Перед заключением сделки Winter Capital также провел процедуру due diligence Legionfarm, Проверка не выявила махинаций. В августе 2021 года Winter Capital вложил в компанию Белянкина $5 млн при оценке $100 млн.

В конце 2021 — начале 2022 года компания стала практиковать «переливы выручки» из одного юнита в другой, чтобы показать текущим акционерам, что коучинг, в развитие которого они вкладывали, растет, Legionfarm в отчетах для них завышал его выручку за счет направления бустинга.

Корпоративная беда

Новым финансовым директором Legionfarm стал Антон Поверин. Именно он, по собственным словам, узнал о финансовых махинациях компании, рассказал об этом Эмину Алекперову и инвесторам. Это положило начало конфликту акционеров с Белянкиным, который в итоге дошел до суда.

Что будет с Legionfarm

В иске TMT Investments говорится о тратах Алексея Белянкина с корпоративного счета на личные, не связанные с бизнесом цели — суммарно на $700 000.

«В ходе судебного разбирательства связь расходов с бизнесом будут доказывать ответчики. Если в суде будет доказано, что мошенничество имело место и это принесло убытки истцам, то Алексея Белянкина обяжут возместить эти убытки», − говорит управляющий партнер и руководитель международной практики юрфирмы FTL Advisers Мария Чуманова.

До этого суду предстоит оценить позиции каждой из сторон и определить, на какую из них возложить бремя доказывания.

В целом, по словам юриста, перспективы спора пока оценить сложно: «Многое зависит от фактических обстоятельств, которые будут доказаны в процессе: например, имело ли место мошенничество или нарушения были совершены по грубой неосторожности». К тому же в иске есть спорные моменты, говорит Мария Чуманова.

Полную версию материала читайте на сайте Forbes.