Эхо российской налоговой резидентности при эмиграции в Великобританию

Exit Tax (так называемый «налог на выход») – не редкое явление в ЕС и в мире, предполагающий, что если гражданин или компания меняют свою налоговую резидентность, то государство его предыдущей резидентности претендует на налог с прироста капитала в период, когда лицо являлось резидентом (даже если актив на момент смены резидентности не продан), либо на налоги с доходов от продажи имущества, если имущество было приобретено, пока лицо являлось резидентом, если продажа произошла в течение определенного периода после смены резидентности. Как правило, такой «период выхода» составляет от 3 до 7 лет, в зависимости от юрисдикции.

Обсуждая смену налоговой резидентности и оценивая налоговый режим потенциальных юрисдикций для переезда, компетентные консультанты обязательно анализируют последствия возможной будущей смены и новой налоговой резидентности обратно на российскую или какую-либо иную. Ранее, в России про exit tax говорили только применительно к налогообложению доходов от ценных бумаг при переводе их в иностранный депозитарий. Однако с учетом позиции Минфина РФ относительно применения пункта 6 статьи 13 Конвенции об избежании двойного налогообложения между Россией и Великобританией (далее – Конвенция) «налог на выход» получил новую жизнь в России.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Конвенции доходы, получаемые от отчуждения любого имущества, иного чем недвижимость, акции в компаниях, владеющих недвижимостью, участие в партнерствах и трастах, владеющих недвижимостью, воздушные и морские суда, имущество постоянного представительства, подлежат налогообложению только государстве резидентности налогоплательщика (при условии, что такие доходы являются объектом налогообложения в этом государстве).

При этом п. 6 ст. 13 Конвенции установлено, что вышеуказанные положения не затрагивают права Договаривающегося Государства взимать в соответствии со своим законодательством налоги на доходы от отчуждения любого имущества, получаемые физическим лицом, которое было лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и которое стало лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, в любое время в течение пяти лет до момента отчуждения имущества.

По мнению Минфина России (см. Письмо от 11.05.2018 N 03-08-05/31785) доходы от отчуждения долей участия в российском юридическом лице, получаемые физическим лицом, которое являлось резидентом Российской Федерации и которое стало налоговым резидентом Великобритании, в любое время в течение 5 лет до момента отчуждения имущества, могут облагаться налогом в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом согласно п. 3 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

В этом же письме Минфин РФ отмечает обязанность российских организаций — налоговых агентов, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить, удержать и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.

Что это означает на практике:

— для организаций и индивидуальных предпринимателей, планирующих приобретение долей и акций российских организаций у физических лиц – нерезидентов, необходимо получать подтверждение не только их резидентности в юрисдикции, имеющей Соглашение об избежании двойного налогообложения, но и в случае для Великобритании – налоговый статус за 5 предшествующих лет;

— для физических лиц, планирующих эмиграцию в Великобританию — необходимо учитывать возможность налогообложения доходов от источников в России в течение 5 лет с момента переезда (даже если по общему правилу применения Конвенции такие доходы резидентов Великобритании в России не подлежали бы налогообложению) и, соответственно, заблаговременно спланировать судьбу российских активов и варианты распоряжения ими.