Концепция фактического получателя дохода в рамках ЕС
В конце февраля 2019 суд Европейского союза вынес решения, содержащие разъяснения относительно злоупотребления при применении льготных положений Директивы ЕС о материнских и дочерних компаниях и Директивы ЕС о процентах и роялти. Напомним, что главной задачей суда Европейского союза является толкование законодательства ЕС, а решения, вынесенные им, формируют законодательство ЕС. Суд рассматривает и разрешает вопросы, направляемые национальными судами, что очень важно для формирования единообразного толкования норм права и их последующего применения.
В своих решениях суд постановил, что страны Евросоюза должны отказывать в применении налоговых льгот, предусмотренных вышеуказанными Директивами, в ситуациях, когда налогоплательщик намерено злоупотребляет положениями Директив относительно освобождения от налога у источника выплаты, включая в структуру владения «кондуитную» (или «транзитную») компанию. По мнению суда, необходимо произвести оценку структуры активов и обязательств компании, ее доходов и расходов, состава руководства, штата сотрудников, а так же имущества, и наличие следующих признаков будет является подтверждением кондуитности компании:
— компания не имеет существенного экономического присутствия в стране;
— компания не извлекает экономической выгоды от получаемого дохода и не распоряжается им;
— после получения дохода компания в полном или практически полном объеме в течение непродолжительного отрезка времени перечисляет его в пользу третьих лиц, которые не могут претендовать на получение налоговых льгот в рамках Директив;
— деятельность компании заключается исключительно в получении дохода и перечислении его в пользу третьих лиц, которые не могут претендовать на получение налоговых льгот в рамках директив.
Суд постановил, что в случае признании компании «транзитной», она не сможет рассматриваться в качестве фактического получателя дохода, а в применении налоговой льготы в рамках Директив должно быть отказано, даже если национальное налоговое законодательство соответствующей страны не предусматривает положений относительно противодействия уклонения от налогов. Таким образом, принятые судом решения дают четкое руководство налоговым органам и судам стран ЕС по оценке наличия злоупотребления в применении налоговых льгот. Подчеркнем, что позиция суда ЕС относительно концепции фактического получателя дохода схожа с позицией налоговой службы РФ по аналогичному вопросу, что позволяет определить вектор развития национальной и международной налоговой политики.