Последствия сделок с «нереальными» нерезидентами

Опубликован текст Определения Верховного Суда РФ от 07 сентября 2018 год по делу № А50-16961/2017, которое может обернуться новыми неприятностями для российских компаний, небрежно подходящих к выбору иностранных контрагентов.

Верховный Суд подтвердил, что налоговая служба имеет право  исключить из состава расходов российской компании платежи, осуществленные ею в адрес своего иностранного контрагента, в ситуации доказанности отсутствия реальных хозяйственных отношений с указанным контрагентом и создания налогоплательщиком формального документооборота по исполнению не имеющих разумной деловой цели и экономического смысла договоров в целях получения необоснованной налоговой выгоды.

Однако в рассматриваемом Определении Верховный Суд также указал на правомерность взыскания с российской компании также и налога на прибыль иностранной организации, который, по мнению налоговой службы, должен был быть удержан российской организацией в качестве налогового агента. Указанная позиция налогового органа, поддержанная судом, основывается на переквалификации сумм, оплаченных российской компанией по договору на оказание услуг в пользу иностранной компании, в качестве пассивного дохода указанного нерезидента.

При этом положения соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения, указывающие на недопустимость налогообложения доходов от коммерческой деятельности в государстве источника выплаты, были проигнорированы. Суд  указал, что в ситуации, когда у иностранного контрагента присутствуют признаки юридического лица, не осуществляющего реальную деятельность, подобные доходы не могут быть квалифицированы в качестве  доходов от активной коммерческой деятельности, соответственно, такие доходы могут быть переквалифицированы как иные доходы и обложены налогом в России.

С учетом указанной позиции Верховного Суда, мы рекомендуем осуществлять тщательную документированную проверку иностранных контрагентов на предмет выявления «фиктивных» компаний, не ведущих реальную коммерческую деятельность, так как коммерческие сделки с подобными контрагентами могут теперь ударить по карману их российских партнеров дважды.