Законопроект о повышении ставки НДФЛ – анализ главных изменений
В конце июня Президент выступил с инициативой повышения налога на доходы физических лиц с 13% до 15% в отношении доходов, превышающих 5 миллионов рублей в год. Однако законопроект, который был внесен в Госдуму 17 сентября, вызывает много дополнительных вопросов. Подробный анализ его положений в материале партнеров FTL Advisers Марии Кукла и Дарьи Невской для портала vc.ru.
Первое впечатление от текста законопроекта – в нем сложно разобраться даже юристу. Кажется, это сделано специально, так как повышение налоговой ставки – не единственные негативные изменения, запланированные к внесению в Налоговый кодекс. Если законопроект будет принят в текущей редакции, он затронет гораздо более широкий круг лиц, чем можно было изначально предположить, и реальное увеличение налогового бремени не ограничится заявленными 2%. Какие положения законопроекта стоит изучить особенно внимательно?
Изменение ставки налога
Доходы физического лица (налогового резидента РФ) в пределах 5 млн. рублей по-прежнему будут облагаться по ставке 13%, а в отношении суммы превышения будет действовать повышенная ставка налога в размере 15%. Новый подход будет применяться с 1 января 2021 года (если закон вступит в силу до этой даты).
При этом доходы от продажи или получения в дар недвижимости будут облагаться по плоской ставке 13% вне зависимости от суммы дохода, также такой доход не будет учитываться при определении порогового значения в 5 млн. рублей.
Меняется принцип применения налоговых вычетов
На настоящий момент налоговая база определяется раздельно только в отношении доходов, к которым применяются разные налоговые ставки, также отдельно учитываются доходы от долевого участия (например, дивиденды). Всю сумму доходов, облагаемых по ставке 13% (кроме доходов от долевого участия и прибыли КИК), в том числе доходы от операций с ценными бумагами, можно уменьшить на величину налоговых вычетов.
Законопроект выделяет отдельно налоговые базы по следующим доходам:
— по доходам от долевого участия;
— по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;
— по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;
— по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;
— по операциям займа ценными бумагами;
— по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;
— по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;
— по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (КИК);
— налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13% — основная налоговая база.
Установленные на данный момент стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты в соответствии с законопроектом будут применяться только к основной налоговой базе.
Что это означает на практике?
Негативное влияние на финансирование благотворительных и некоммерческих организаций
Сейчас пожертвования в благотворительные организации, а также во многие некоммерческие организации, освобождаются от налогообложения в сумме пожертвованных средств, если она не превышает 25% от налогооблагаемого дохода физического лица. То есть, на данный момент, если за год общий доход физического лица составил 100 миллионов рублей, из которых на благотворительность было потрачено 20 миллионов рублей, то указанные 20 миллионов не будут облагаться НДФЛ. Если же сумма пожертвований составила 30 миллионов рублей, то вычет будет предоставлен только в отношении 25 миллионов рублей.
Если изменения будут приняты, указанный вычет станет доступен только в отношении основной налоговой базы, то есть, он не будет применяться к доходам от операций с ценными бумагами. Несложно предположить, что данное изменение негативно повлияет на объем финансирования благотворительных организаций и НКО со стороны физических лиц и, прежде всего, со стороны наиболее обеспеченной категории физических лиц, для которых «инвестиционные» источники доходов являются основными.
Учитывая, что повышение ставки НДФЛ было обосновано необходимостью финансирования лечения детей с редкими заболеваниями (опустим тот момент, что в соответствии с бюджетным законодательством вся сумма НФДЛ попадает в «общий котел», и, соответственно, целевое использование части НФДЛ на покрытие конкретного вида расходов бюджета невозможно), подобное препятствование финансированию благотворительных организаций и НКО выглядит, мягко говоря, нелогичным.
Ограничение использования налоговых вычетов в отношении расходов на приобретение (строительство) жилья
Имущественные налоговые вычеты в размере расходов на новое строительство либо приобретение жилья в РФ, а также земельных участков для индивидуального жилищного строительства и участков, на которых расположены жилые дома, а также в сумме процентов по целевым займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилья и приобретение земельных участков в соответствии с законопроектом применяются только в отношении основной налоговой базы. То есть, указанные расходы не будут уменьшать налогооблагаемую базу по доходам от операций с ценными бумагами.
Налогообложение доходов налоговых нерезидентов РФ
Напомним, что налоговым нерезидентом является физическое лицо, находящееся в России менее 183 дней в году.
Операции с недвижимостью
Налоговая ставка по-прежнему составит 30%, при этом в отношении данных доходов не допускается применение налоговых вычетов. Таким образом, подтверждается позиция законодателя, что при продаже нерезидентом недвижимости до истечения минимального предельного срока владения (5 лет или, в некоторых случаях, 3 года), налогом облагается вся сумма полученного дохода (без учета расходов на приобретение указанной недвижимости). Данная норма исторически является одной из самых опасных для налоговых нерезидентов РФ.
Проценты по депозитам в российских банках
Установлена плоская ставка налога в размере 13% независимо от суммы полученных процентов. Таким образом, нерезиденты оказываются в более выигрышном положении по сравнению с резидентами.
Дивиденды от российских компаний
Сохраняется ставка налога у источника в размере 15% (может быть снижена по условиям соглашения об избежании двойного налогообложения), в отношении дивидендов от публичных международных холдинговых компаний (имеются в виду компании, редомицилированные в российские САР) по-прежнему будет применяться ставка в размере 5%.
Налогообложение льготных категорий нерезидентов
Дифференцированная ставка 13/15% будет применяться к доходам от осуществления трудовой деятельности высококвалифицированными специалистами, участниками программы добровольного переселения соотечественников и членами экипажей российских судов. Для беженцев и лиц, получивших временное убежище в РФ, сохраняется плоская ставка налога в размере 13% вне зависимости от суммы годового дохода.
Иные доходы
Сохраняется ставка в размере 30%.
Порядок исчисления и уплаты налога
Исчисление и удержание налога производится налоговыми агентами. При получении доходов, налог в отношении которых не был удержан налоговым агентом, у налогоплательщика сохраняется обязанность по самостоятельной подаче налоговой декларации (3-НДФЛ).
Если общая сумма дохода, выплачиваемая одним налоговым агентом, не превышает порогового значения в 5 миллионов рублей, то налог удерживается по ставке 13%. В дальнейшем, налоговый орган на основании информации, поступившей от налогоплательщика и всех налоговых агентов, формирует уведомление об уплате налога, если общий доход налогоплательщика из всех источников превысил пороговое значение. В этом случае сумма налога, указанная в уведомлении, должна быть уплачена до 1 декабря года, следующего за окончанием налогового периода.
Выводы и рекомендации
Таким образом, законопроект не только повышает ставку НДФЛ с 13 до 15%, но и ограничивает применение налоговых вычетов к доходам от операций с ценными бумагами.
С тем учетом, что расчет налогооблагаемой базы по данным операциям осуществляется в рублях на дату совершения каждой операции, осуществление инвестирования со счета физического лица в ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, и раньше несло в себе значительные «валютные» риски, теперь же законопроект сделал «путь рантье» еще более непривлекательным для российских граждан.
При этом законопроект не внес норму, предусматривающую для налоговых нерезидентов РФ возможность вычитать суммы, затраченные на приобретение недвижимости, из налоговой базы при ее последующей продаже до истечения минимального срока владения, о необходимости принятия которой давно говорится в юридическом сообществе.Мы рекомендуем всем физическим лицам, получающим доход от источников в РФ, проверить свою налоговую позицию и, при необходимости, внести необходимые корректировки в структуру владения активами до момента вступления в силу указанных изменений.