Переход на ЕНП и штрафы за рекламу: что изменится в законах для бизнеса в 2023 году
В ушедшем году в России регулярно вносили поправки в законодательство, меняющие правила игры для предпринимателей. В 2023-м этот тренд сохранится. Бизнес ждут новые налоговые нормы, штрафы за рекламу без маркировки, ужесточение передачи персональных данных за рубеж, а также, вероятно, ограничения по работе с уехавшими за рубеж сотрудниками
Партнер юридической фирмы FTL Advisers Дарья Невская выступила одним из экспертов материала Forbes.
«Почти весь год правила регулярно менялись, и бизнесу приходилось прилагать усилия, чтобы следить за изменениями и вовремя к ним адаптироваться», — отмечает Дарья Невская. В новом году налоговое законодательство продолжит меняться. Кроме того, в силу вступит ряд мер в сфере интеллектуальной собственности, а также в сфере работы с персональными данными. Многие из этих нововведений усложнят работу компаний, считают эксперты. Forbes рассказывает, какие важные законодательные изменения 2022 года перекочуют в 2023-й и что изменится для бизнеса.
Изменение системы уплаты налогов
С 1 января 2023 года для бизнеса изменятся сроки уплаты налогов и сборов. Сейчас индивидуальные предприниматели и компании, которые работают по упрощенной системе налогообложения (УСН), вносят ряд авансовых платежей (например, НДС и страховые взносы) в ФНС до 25-го числа каждого месяца, другие — до 25-го числа месяца, следующего за кварталом. Согласно новым правилам, платежи в ФНС в каждом случае можно вносить до 28-го числа.
Среди основных налоговых нововведений собеседники Forbes называют вступление в силу федерального закона №263. По нему с 1 января 2023 года бизнесу нужно оплачивать все налоги и сборы общей суммой на единый налоговый счет (ЕНС) в Федеральном казначействе. Налогоплательщик самостоятельно рассчитывает сумму налогов, взносов, пени и других обязательных платежей. Помимо декларации, теперь он должен предоставлять в налоговую уведомление — документ, который заменит платежное поручение. В нем перечисляются налоги и суммы к уплате. На основе этой информации налоговый орган будет самостоятельно распределять сумму ЕНП на налоги и сборы.
Партнер FTL Advisers Дарья Невская обращает внимание и на другую проблему нового закона. По ее словам, предприниматели смогут получать информацию о списаниях с ЕНС только через запросы в налоговую службу. «Компаниям придется регулярно проводить сверки, чтобы исключить возможность ошибок со стороны налоговых органов», — отмечает она.
Расширение круга правообладателей товарных знаков
Соответствующий закон Госдума приняла в июне 2022 года. Он разрешил физическим лицам без статуса индивидуального предпринимателя, в том числе самозанятым гражданам, быть правообладателями товарных знаков.
Возможное снижение налогов и запрет удаленки для уехавших
Сейчас для сотрудников российских компаний, которые проводят вне страны более 183 дней в году, НДФЛ составляет 30% вместо 13%. В ноябре 2022 года Минфин предложил сохранить 13%-ную ставку для всех россиян вне зависимости от их локации и времени, проведенного за рубежом.
Штрафы за рекламу без маркировки
С марта 2023 года бизнес могут начать штрафовать за непромаркированные рекламные объявления. Физлицам, не зарегистрировавшим рекламное объявление и не промаркировавшим его, формально может грозить штраф до 2500 рублей, а юрлицам — до 500 000 рублей, говорила ранее старший юрист FTL Advisers Светлана Иванова. Санкции должны были заработать еще в ноябре 2022 года. Однако на встрече с игроками рекламного рынка в августе представитель Роскомнадзора заявил, что федеральная служба не будет штрафовать их до марта 2023-го.
Ужесточение правил работы с персональными данными
В новом году изменятся и правила работы с персональными данными. Госдума приняла соответствующий закон в июле 2022 года.
Часть поправок вступила в силу 1 сентября 2022 года. В частности, теперь компании обязаны в течение 24 часов информировать Роскомнадзор об инцидентах с принадлежащими им базами персональных данных через ГосСОПКА — государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на российские информационные ресурсы. Компании также обязаны оказывать клиентам услуги, даже если они не захотели предоставить персональные данные. Отказ от оказания услуги влечет за собой штрафы — до 50 000 рублей для организаций и 10 000 рублей для должностных лиц.
Продление моратория на проверки
В начале октября Мишустин подписал постановление об отмене плановых проверок для организаций, объекты которых относятся к категориям умеренного, среднего и значительного риска. Согласно тексту документа, в 2023 году плановые проверки будут проводиться только среди компаний, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.
Читайте полную версию материала на сайте Forbes.