Так ли на Руси жить хорошо? Актуальная статистика результатов проверок бизнеса за 2015 год

Не секрет, что драматичное изменение геополитической и экономической ситуации ощутили на себе не только крупнейшие российские гос. компании, подвергнутые международным санкциям, но и представители малого и среднего бизнеса. Эксперты компании FTL Advisers, Ltd. проанализировали текущую ситуацию в стране на предмет соотношения публичных обещаний и гарантий, предоставляемых бизнесу, и фактически складывающейся картины в поведении государственных органов.

С одной стороны, государство декларирует поддержку малого и среднего бизнеса, ограничивая проверки для малого бизнеса на период 2016-2018 год принятием Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ. Данный закон вступил в силу 30.06.2015 г. и предполагает предоставление финансовой поддержки и инвестиционных преференций на основании нормативных актов Правительства РФ.

С другой стороны, государство не отказывает себе в возможности использовать бизнес как источник быстрого пополнения бюджета за счет интенсификации проверок, учащения случаев привлечения бизнеса к ответственности и увеличения сумм штрафных санкций. При этом не только органы исполнительной власти, но и суды в значительной степени переориентировались в «про-бюджетную» сторону, и все чаще принимают сторону государственных органов в их спорах с предпринимателями.

Одним из наиболее ярких подтверждений такого подхода на федеральном уровне является заявление Главы ФНС Михаила Мишустина на заседании расширенной коллегии ФНС России 25 февраля 2016 года о том, что по итогам 2015 г. 79% сумм рассмотренных требований было удовлетворено в пользу налоговых органов.

Соотношение сумм требований налоговых органов, удовлетворенных по решениям судов

Статистика по Северо-Западному и Московскому арбитражным округам подтверждает означенную тенденцию:

Соотношение количества налоговых споров, решенных в пользу соответствующей стороны:

Северо-Западный арбитражный округ

Московский арбитражный округ

Не менее настораживающей для бизнеса является тенденция по активизации взаимодействия налоговых и правоохранительных органов и увеличения количества уголовных дел по налоговым преступлениям.

Дальнейшее развитие данного вектора взаимодействия подтверждается формализацией отношений налоговых органов и органов МВД: в настоящее время для общественного обсуждения размещен проект приказа МВД «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу».

При этом после вступления в силу в октябре 2014 года подготовленных по инициативе Следственного комитета поправок, изменяющих порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, количество уголовных дел резко возросло. По заявлениям главы Следственного Комитета Александра Бастрыкина (в интервью Российской газете) в 2015 году количество возбужденных дел об уклонении от уплаты налогов возросло на 68% по сравнению с 2014 годом . В нем же отмечено, что в ходе доследственных проверок и расследования налоговых преступлений был возмещен ущерб на сумму свыше 10 млрд. руб., и «результативность выявления налоговых преступлений в 2016 году будет повышаться, а суммы поступлений налоговых платежей в бюджет существенно возрастут».

В Москве количество уголовных дел возросло чуть менее существенно: «всего» на 56%, при этом суммы «возмещенного ущерба» по налоговым преступлениям составили 2,7 млрд. рублей. Такие данные приведены в заявлении руководителя Главного следственного управления СК РФ по Москве Александра Дрыманова на расширенной коллегии ГСУ по итогам работы за 2015 год.

По Московской области рост количества возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям составил 62%.

При этом следует учитывать, что приведенная официальная статистика не является исчерпывающей. Зачастую в отношении ситуаций, связанных с незаконным, с точки зрения правоохранительных органов, возмещением НДС, возбуждение дел осуществляется не по «налоговым» статьям, а по статье «мошенничество» (ст.159—159.6) УК РФ. Рост количества уголовных дел по данной статье в 2015 году составил 17,2% по сравнению с 2014 годом.

Налоговые и правоохранительные органы являются наиболее активными, но не единственными гос.органами, осуществляющими давление на бизнес.

Росприроднадзор в 2015 году не только более активно привлекает организации к ответственности за отдельные виды экологических правонарушений и обращается с исками о взыскании убытков в возмещение вреда, причиненного природным ресурсам. Исчисление размера ущерба окружающей среде осуществляется на основании методик, утвержденных Министерством природных ресурсов России применительно к различным объектам: почвам, водным объектам, атмосферному воздуху и т.п. При этом исчисленные по таким методикам суммы исков могут составлять десятки и даже сотни миллионов рублей.

Следует отметить, что оспаривание порядка применения методик и исчисления сумм ущерба является не менее выигрышной стратегией, чем оспаривание самого факта причинения вреда и (или) причинно-следственной связи между нарушением природоохранного законодательства и ущербом, причиненным окружающей среде.

Заметим, что в 2015 году суды были менее склонны снижать суммы взыскиваемого ущерба окружающей среде на суммы расходов, понесенные предпринимателями на проведение рекультивационных работ, или принимать решения, о проведении предпринимателями восстановительных работ вместо выплаты ущерба в пользу государства в денежной форме.

Соотношение количества споров с Росприроднадзором, решенных в пользу соответствующей стороны

Суммы, взысканные Росприроднадзором в качестве возмещения вреда окружающей природной среде

Приведенная статистика свидетельствует о существенном росте сумм, взысканных с организаций с 2013 года. Что касается 2012 года, то столь существенная сумма взысканий образовалась в основном за счет взыскания 469 млн. рублей с ОАО ФГК «Русгидро» в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС. Без учета данной суммы тенденция прослеживается и за предыдущие периоды.

Также следует учитывать, что Росприроднадзор является не единственным гос.органом, предъявляющим иски предпринимателям в связи с причинением вреда окружающей среде: в качестве истцов часто фигурируют Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю, Росельхознадзор и Департамент Лесного хозяйства.

В отношении споров с таможенными органами большинство дел пока решается в пользу представителей бизнеса, однако, по Московскому арбитражному округу уже свершился «перелом», а по Северо-Западному арбитражному округу обозначилась тенденция изменения соотношения в решении споров.

Соотношение количества таможенных споров, решенных в пользу соответствующей стороны:

Северо-Западный арбитражный округ

Московский арбитражный округ

Возросло количество споров, связанных с изменением таможенной классификации товаров: с кода ТН ВЭД, предполагающего уплату таможенных пошлин в меньшем размере, на коды, предполагающие уплату пошлин в большем размере. К примеру, пошлины на фильтры для краски, сделанные из бумаги, перешли с позиции группы 48 (Бумага и картон. Изделия из бумаги), предусматривающей уплату ввозной таможенной пошлины в размере 5%, на группу 63 (Готовые текстильные изделия), предусматривающую ставку ввозной таможенной пошлины в размере 16,2% от таможенной стоимости товара. Другой пример: системы промышленного кондиционирования переклассифицируют из систем охлаждения воздуха (ставка ввозной таможенной пошлины 0%) на системы охлаждения для морозильных камер (ставка 10%), и т.п.

Активность Роспотребнадзора в отношении иностранных государств и организаций давно стала «легендарной», однако, и он, следуя общему тренду, усиливает давление на российских предпринимателей, в том числе, в связи с применением вступивших в силу технических регламентов и стандартов Таможенного Союза. Стоит отметить, что по многим показателям стандарты Таможенного Союза являются значительно более «жесткими», нежели действовавшие ранее стандарты России (т.н. ГОСТ Р), а значит, даже продукция, сертифицированная по ГОСТ Р, может стать предметом привлечения к ответственности в случае ее несоответствия требованиям Таможенного Союза.

Соотношение количества административных споров с участием Роспотребнадзора, решенных в пользу соответствующей стороны:

Северо-Западный арбитражный округ

Московский арбитражный округ

Таким образом, приведенные тенденции и цифры наглядно свидетельствуют, что государство не намерено снижать ни фискальную, ни административную нагрузку на бизнес. Что же делать предпринимателю в изменившейся регуляторной среде?

В первую очередь, необходимо осознать, что мир изменился, и многие действия или практики ведения деятельности, которые считались приемлемыми и проходили без существенных последствий, в настоящее время могут стать серьезной зоной риска.

Во-вторых, следует проверить, не фигурируют ли Ваши организации в Сводном плане плановых проверок государственных органов, размещаемом на сайте Генеральной прокуратуры. С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Если Ваш бизнес, относящийся к субъектам малого предпринимательства, находится в плане проверок, то следует подать заявление об исключении его оттуда. Если организация не относится к субъектам малого предпринимательства, то следует основательно подготовиться к проверке соответствующего органа. Если Ваша организация не фигурирует в Сводном плане проверок, к сожалению, это не повод расслабляться, т.к. большинство проводимых проверок является внеплановыми.

В-третьих, выстраивая отношения с контрагентами, необходимо уделять больше внимания их добросовестности в отношениях с налоговыми органами и прозрачности ведения бизнеса. Стоит иметь в виду, что чем крупнее и прозрачнее бизнес, тем это условие актуальнее, т.к. за налоговые «грехи» контрагентов, зачастую, расплачиваются добросовестные организации. При такой схеме работы возникает даже риск уголовного преследования у руководителей налогоплательщиков, чьим основным «упущением» является то, что они «допустили» фирму-однодневку в цепочке поставок.

В-четвертых, целесообразно провести комплексный анализ рисков действующего бизнеса не только на предмет соответствия налоговому и экологическому законодательствам (что особенно актуально для производственных организаций), противопожарным и санитарным нормам, соответствию производимых или реализуемых товаров стандартам и техническим регламентам Таможенного Союза. Трезвая и полная оценка зон риска позволит если не исключить риски полностью, то принять меры по минимизации их возможного негативного влияния.

В пятых, в случае, если контролирующие органы привлекают к административной ответственности, следует взвесить все возможные юридические последствия, такие как взыскание убытков окружающей среде, изъятие из оборота и утилизацию партии товара или привлечение к ответственности должностных лиц организации вплоть до дисквалификации (лишения права занимать определенные должности). В отдельных случаях будет стратегически правильным оспаривать административный штраф даже в размере 5 тысяч рублей во всех инстанциях российской судебной системы, т.к., возможно, это позволит снизить риски критичных последствий для бизнеса.

Кроме официальной статистики, приведённой выше, консультанты FTL Advisers, Ltd. констатируют факт, что фокус проблем различных сфер предпринимательский деятельности значительно изменился. Многие из тех механизмов и подходов в работе, которые были актуальны ранее, теперь не работают и требуют пересмотра. Происходящее касается подхода в налоговом планировании, корпоративном структурировании и даже выборе бизнес-модели.

Автор:

Мария Кукла
Партнер FTL Advisers, Ltd., LL.M., к.ю.н.