Имущественная ответственность контролирующих лиц по налоговым долгам организаций
Привлечение контролирующих лиц организаций к субсидиарной ответственности по обязательствам организаций стало одной из самых обсуждаемых правовых тем 2017-2018 гг. в связи с принятием изменений в Федеральный Закон о банкротстве (Федеральный Закон № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 29.07.2017, а также вышедшие Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 №53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», Постановления Конституционного Суда № 39-П от 08.12.2017г. и ряд писем ФНС РФ.
Постановление Конституционного Суда № 39-П рассматривает вопросы имущественной ответственности граждан, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений, вреда, причиненного бюджету в размере неисполненной налоговой задолженности организаций-налогоплательщиков.
Конституционный суд разъяснил, что в случаях, когда налоговый орган взыскивает с лица, привлеченного к уголовной ответственности за совершение налогового преступления суммы не исполненных организацией налоговых обязательств в виде причиненного бюджету вреда, то в таком случае имеют место гражданско-правовые отношения (и, соответственно, не налоговая и не уголовная ответственность).
Поскольку основания уголовно-правовой, налоговой и гражданско-правовой ответственности (в части определения момента наступления и размера вреда, а также его наличия для целей привлечения к ответственности по отдельным составам преступлений) не совпадают, то виновность лица в совершении преступления не означает виновность в причинении бюджету имущественного вреда.
Таким образом, КС РФ обозначил следующие условия, необходимые для привлечения к гражданско-правовой (деликтной) ответственности:
- причастность физического лица к хозяйственной деятельности компании и влияния на ее действия (причинно-следственная связь преступных действий, приведших к окончательной невозможности исполнения налоговой обязанности организации);
- наличие доказательств прямого или косвенного обогащения физического лица в связи с совершением противоправных действий;
- исключение случаев взыскания ущерба в двойном размере (то есть один раз с организации в рамках налогового законодательства, а второй – с физического лица в рамках гражданского законодательства);
- уменьшение взыскиваемой суммы с физического лица на сумму уже взысканной задолженности.
При этом привлечение физического лица к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный публично-правовому образованию по его вине, возможно только при исчерпании всех способов удовлетворения налоговых требований.
ФНС в Письме № СА-4-18/45@ от 9 января 2018г разъяснил, когда с точки зрения налогового органа могут возникнуть такие обстоятельства:
- возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства по причине невозможности его исполнения;
- прекращение производства по делу о банкротстве или возврате заявления о признании организации-налогоплательщика банкротом по причине отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов по делу о банкротстве;
- у организации-налогоплательщика имеются признаки недействующего юридического лица;
- наличие записи о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ;
- в случае, если данные о финансово-хозяйственном состоянии организации по результатам анализа, проведенного налоговым органом или иным лицом, указывают на невозможность удовлетворения требований об уплате обязательных платежей, которые не поступили в бюджет в результате преступных действий;
- при отсутствии правовых или фактических оснований и доказательств для взыскания задолженности с лиц, привлекаемых к ответственности по долгам организации (в том числе, когда у лиц, в отношении которых имеются соответствующие правовые основания и доказательства, отсутствуют активы, за счет которых может быть произведено взыскание).
FTL Advisers, Ltd. внимательно следят за развитием регулирования и практики привлечения контролирующих лиц к ответственности и готовы предоставить Вам консультативную поддержку. Мы также посвятим этой непростой теме отдельный доклад в рамках предстоящего бизнес-завтрака 15 февраля 2018 года. Зарегистрироваться можно здесь.