Поправки к закону о КИК, июнь 2015
Не утихают переживания российского бизнеса в виду ввода деоффшоризационных норм в российском законодательстве. После принятия Федерального закона № 150-ФЗ в статьи НК РФ были внесены очередные изменения, которые затронули налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний. Аналитики FTL Advisers, Ltd. в данном обзоре постарались резюмировать суть последних поправок:
1. Определение контролирующего лица (статья 25.13 НК РФ)
- Если российский акционер участвует в иностранной компании исключительно через российскую публичную компанию, то он перестает быть контролирующим лицом. Стоит признать, что это достаточно серьезный стимул для российских инвесторов.
- В отношении иностранной структуры без образования юридического лица контролирующим лицом теперь считается ее учредитель. Учредитель не считается контролирующим лицом только при выполнении ряда условий. К примеру, он не должен пользоваться и распоряжаться прибылью и имуществом такой структуры). Если контроль над структурой осуществляют бенефициары, они также могут быть признаны контролирующими лицами.
- Стоит отдельно подчеркнуть, что контролирующим лицом отныне признается и российский акционер, участвующий прямо или косвенно в компаниях специального вида (фаундациях, компаниях с ответственностью, ограниченной гарантией и прочих видах компаний), не имеющих выпущенных акций и капитала. Такие компании отныне рассматриваются как структуры без образования юридического лица.
2. Освобождение прибыли КИК от налогообложения (статья 25.13-1 НК РФ)
- Прибыль активных иностранных компаний (т.е. компаний, чьи доходы не более чем на 20% состоят из пассивных доходов, например, дивидендов, процентов, роялти) может быть освобождена от налогообложения в России независимо от того, резидентом какой юрисдикции является такая компания. Таким образом, согласно данной поправке, от налогообложения прибыли освобождаются торговые компании, зарегистрированные, к примеру, в офшорах. Стоит подчеркнуть, что от обязанности декларирования факта владения иностранной компанией данный пункт не освобождает.
- Существенные изменения касаются активных холдингов и субхолдингов.
Прибыль таких компаний может быть освобождена от налогообложения, если российский акционер является юридическим лицом. - Отметим, что активным холдингом и субхолдингом считаются компании со следующими характеристиками (при этом важно соблюдение каждого пункта):
- доля прямого участия российского акционера в холдинге составляет не менее 75% в течение не менее года,
- доля прямого участия холдинга в иностранных активных компаниях и активных субхолдингах составляет не менее 50% в течение не менее года,
- холдинг/субхолдинг не получает дохода, либо доля пассивных доходов не превышает 5% в общей сумме доходов. При этом дивиденды от активных иностранных компаний, а для холдингов и дивиденды от активных субхолдингов не считаются пассивным доходом.
Если исходить из формального прочтения закона, то дивиденды от активных российских компаний можно квалифицировать как пассивный доход. Однако, есть предположение, что это техническая ошибка и ее могут исправить при дальнейшем редактировании правил КИК. - холдинг/субхолдинг имеет постоянное местонахождение в государстве, не включенном в «черный список» Министерства финансов РФ.
3. Расчет налогооблагаемой прибыли КИК (статья 25.15 НК РФ)
- Согласно новым правилам при определении прибыли КИК теперь не учитываются дивиденды, выплаченные из России в КИК, если контролирующее лицо является бенефициаром таких дивидендов.
- Контролирующее лицо по-прежнему может уменьшить налогооблагаемую прибыль КИК на сумму распределенной прибыли. Заметим, что в данном случае отменено условие о налогообложении распределенной прибыли КИК и получателя такой прибыли. Однако, для структур появилось новое дополнительное условие: прибыль обязательно должна быть распределена контролирующему лицу.
Помимо основных изменений стоит отдельно остановиться на нескольких важных дополнительных правках:
Во-первых, на физических лиц распространяется льгота о ликвидации иностранных компаний. Таким образом, российское физическое лицо, получившее ликвидационные выплаты при ликвидации иностранной дочерней компании, не будет платить налог в отношении стоимости полученного имущества.
К тому же, при последующей продаже, он сможет вычесть из полученного дохода наименьшую из двух сумм:
(1) рыночную стоимость имущества (предположительно, на момент ликвидации) или
(2) стоимость имущества по данным ликвидированной компании.
В данном обзоре мы воздержимся от оценки данного пункта относительно возможных последствий для российских собственников иностранных компаний, принявших решение о ликвидации их структур. В виду индивидуальности ситуации каждого из пользователей иностранных структур, те или иные решения должны приниматься крайне взвешенно.
Во-вторых, были отредактированы правила налогового резидентства.
Здесь отметим следующие пункты:
- Место проведения совета директоров больше не является критерием налогового резидентства. Однако, место заседаний исполнительного органа все еще остается таким критерием, а значит, следует по-прежнему уделять внимание месту проведения совета директоров во избежание налоговых рисков.
- Дополнительные критерии резидентства (ведение бухгалтерского учета, делопроизводства и пр.), которые ранее трактовались как основные, теперь прописаны как дополнительные и сами по себе не могут быть основанием для признания налогового резидентства.
- Активные холдинги и субхолдинги не могут быть признаны налоговыми резидентам России по критерию места управления. Обращаем Ваше внимание, что применение этого пункта ограничивается ситуацией, когда непосредственным контролирующим лицом холдинга является российская компания.
Эксперты FTL Advisers, Ltd. с радостью проконсультируют Вас по всем возникающим вопросам.