Финансирование из-за рубежа: миф или реальность?

Использование распространённой на протяжении долгого времени модели финансирования российских проектов из-за рубежа (например, оффшорная компания – заём – кипрская компания – заём – российская компания) в последнее время оказалось в зоне серьёзного риска.

Причин тому несколько:

  1. повышенное внимание налоговых органов к платежам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, осуществляемым российскими компаниями в пользу иностранных;
  2. новелла налоговых проверок: установление бенефициарного получателя дохода («лица, имеющего фактическое право на доход»), т.е. установление, является ли получающая доход иностранная компания конечным получателем средств или кондуитом, и, как следствие, отказ в применении льготных ставок по СОИДН на территории РФ для структур «транзитного» финансирования;
  3. расширение практики применения ответственности за вывод капиталов за рубеж и уголовного преследования за неуплату налогов.

Какие реальные риски за этим стоят?

  1. доначисление налогов, штрафов, пени;
  2. увеличение общей налоговой нагрузки на группу компаний;
  3. потенциальные риски судебных разбирательств, наносящие урон, репутации и финансовому положению компаний группы.

Помимо основных рисков есть множество дополнительных, которые, впрочем, не стоит скидывать со счетов. К ним можно отнести, к примеру, риски для конечных собственников (раскрытие структур владения, возможные налоговые и валютные риски, уголовное преследование) и для компаний группы (контроль ценообразования по сделкам в случае, если будет установлено, что все компании подконтрольны одному собственнику, вопросы о применении льгот в отношении других платежей).

Вышесказанное, безусловно, не означает, что необходимость в финансировании из-за рубежа упала. Наоборот, для многих проектов в силу экономического спада в РФ этот вопрос стал еще более актуальным.

Мы хотели бы рассказать о двух вариантах, которые позволяют осуществлять, как и ранее, финансирование проектов, минимизируя при этом актуальные риски.

  1. Notional Interest deduction (Cyprus) – вычет утвержденного процента из налоговой базы по налогу на прибыль.

Последовательность следующая:

  1. кипрская компания получает денежные средства, как правило, в качестве капитала;
  2. кипрская компания предоставляет заём (за счёт собственных средств, т.е. капитала) российской компании;
  3. кипрская компания получает процентный доход по предоставляемым займам
  4. затем для целей расчёта налогообложения из налоговой базы кипрской компании вычитается размер утверждённого в данном периоде размера процента по государственным облигациям (данный вычет не должен превышать 80 % от полученного дохода).

Таким образом, налоговая база может быть существенно снижена (до >2%), что позволяет не использовать дополнительные методы оптимизации, следовательно такая кипрская компания не будет кондуитной.

  1. В2В (Ломбардный кредит) – предоставление кредита российским юридическим лицам зарубежными банками, принимающими в качестве обеспечительной меры депозит, размещенный в их же банке третьим лицом. Таким образом, российская компания заключает кредитный договор с иностранным банком, а  некое третье лицо размещает депозит в вышеуказанном банке, покрывающий размер кредита.

При реализации данного варианта нет необходимости в дополнительных мерах по оптимизации полученного процентного дохода, что является основным краеугольным камнем претензий налоговых органов.

Эксперты FTL Advisers, Ltd.  готовы  предоставить Вам более подробно информацию о сути данного инструмента.

Акцентируем Ваше внимание, что любой механизм будет работать в полной мере, максимально надежно и «безопасно» только при взвешенном подходе с учётом специфики конкретного бизнеса и особенностей модели финансирования.

Критерий /Инструмент NID (notional interest deduction – Cyprus) B2B (Lombard credit)
Является ли лицо, предоставляющее финансирование, «лицом, имеющим фактическое право на доход» в смысле НК РФ и СОИДН? Да Да
Получения дополнительного подтверждения о независимости компании Только от регистратора, юристов + отчёт, из которого будет очевидно, что полученные средства полностью переходили данной компании, не были перечислены транзитом далее, а использовались только для собственных нужд и/или иных проектов. Да (из любых публичных источников, так как кредитор – банк)
Возможность оптимизации налоговой нагрузки Да (почти до нуля) Да (почти до нуля)
Административные и иные расходы Содержание компании Содержание компании + комиссия банков
Возможность использования СОИДН Очень большая вероятность (при правильном структурировании) Да