Валютное регулирование: проще – значит лучше?

2018 год приготовил нам существенные изменения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Одни изменения были приняты достаточно давно, но вступили в силу с 01 января 2018 года (см. отдельные положения Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ), другие были приняты в конце 2017 года (Федеральный закон от 28.12.2017 N 427-ФЗ), некоторым предстоит вступить в силу через несколько месяцев (Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ), но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что по значимости изменений 2018 год будет если не революционным, то знаковым и для физических лиц, и для бизнеса.

 

Изменения, вступившие в силу 01.01.2018 (приведён не исчерпывающий перечень, только наиболее существенные новеллы):

1. Новая формулировка понятия «валютный резидент».

Пожалуй, наиболее обсуждаемое изменение валютного законодательства. В СМИ часто и ошибочно указывали, что поправки приравняли статус валютного резидента к резиденту налоговому. На самом деле, валютными резидентами с 01.01.2018 г. признаны все без исключения граждане России. Однако, те из них, которые находятся на территории РФ менее 183 дней в году (что соответствует определению налогового нерезидента в РФ), освобождены от следующих обязанностей, установленных валютным законодательством для российских резидентов:

  • как уведомление об открытии, закрытии и изменении реквизитов счетов в иностранных банках,
  • представление отчетов о движении денежных средств по иностранным счетам,
  • требования по соблюдению ограничений по валютным операциям.

2. Исключено требование об обязательности представления физическим лицом — резидентом уполномоченным банкам (далее-УБ) при первом переводе уведомления налогового органа по месту учёта резидента об открытии счёта с отметкой о принятии указанного уведомления.

Это обусловлено подписанием РФ многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией, в рамках которого налоговые органы стран-подписантов Соглашения будут обмениваться информацией о счетах (вкладах), открытых на их территории резидентами других стран-участниц Соглашения в автоматическом режиме.

3. Установлен порядок определения налоговых органов по месту учета валютных резидентов, не имеющих регистрации по месту жительства на территории России.

4. Расширен перечень разрешенных оснований зачисления денежных средств на счета (вклады) физических лиц резидентов, открытые ими в банках за пределами РФ, минуя УБ.

К таким основаниям с 1 января 2018 года закон относит зачисление на счета, открытые в банках, расположенных на территориях государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, денежных средств:

  • от продажи транспортного средства, находящегося в собственности за пределами территории РФ;
  • от продажи недвижимого имущества, находящегося за пределами территории РФ (при условии, что недвижимость находится на территории государств ОЭСР или ФАТФ, а сама страна расположения недвижимости, присоединилась к международному соглашению РФ об автоматическом обмене финансовой информацией или имеет аналогичное действующее двустороннее соглашение с РФ);
  • от отчуждения внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской бирже либо на иностранной бирже, входящей в перечень иностранных бирж, утвержденный Банком России.

5. Оплата резидентом РФ товаров, работ, услуг на территории РФ со своего счёта в иностранном банке перестала быть безусловно незаконной валютной операцией (ограничены только запрещенные валютные операции между резидентами).

6. Расширены права агентов валютного контроля по истребованию документов, у лиц, совершающих валютные операции.

 

Изменения, вступающие в силу с 01 марта 2018 года:

1. Отмена требования об оформлении паспорта сделки.

Вместо паспорта сделки вводится порядок постановки контрактов на учёт в банках с присвоением им уникальных номеров (Инструкция Банка России от 16.08.2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»). Сумма экспортного контракта, при которой необходима постановка на учёт — 6 млн. рублей. Для учёта импортных контрактов и кредитных договоров сумма составляет 3 млн. рублей.

2. Отмена требования о предоставлении справок о валютных операциях

При этом остаётся требование предоставления документов, являющихся основанием для валютных операций.

Такие изменения запланированы для снижения нагрузки на резидентов в части оформления документации валютного контроля и должны поспособствовать уменьшению оснований для привлечения резидентов к административной ответственности, упростить взаимодействие резидентов с банками и перераспределить нагрузку в части валютного контроля с резидентов на уполномоченные банки.

 

Изменения, вступающие в силу с 14 мая 2018 года:

1. Введение требования по указанию сроков исполнения нерезидентами обязательств по договорам между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеэкономической деятельности (Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Ранее необходимо было указывать предельный срок исполнения обязательств.

2. Расширен перечень оснований для отказа в проведении валютных операций, в частности, банк вправе отказать в проведении операции если:

  • проведение такой операции нарушит установленные запреты по валютным операциям, требования к счетам резидентов в банках за пределами РФ, нарушение прав и обязанностей резидентов;
  • не предоставлены необходимые документы (или представленные документы не соответствуют требованиям).

3. Уточнена ответственность должностных лиц за нарушение валютного законодательства

За проведение незаконных валютных операций и невыполнение в срок обязанности по возврату денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезённые в РФ товары, невыполненные работы, не оказанные услуги либо за непереданную информацию или результаты интеллектуальной деятельности штраф для должностных лиц составит от 20 тыс. до 30 тыс. рублей. За повторные нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от 6 месяцев до 3 лет. Ранее действовавшие нормы ст. 15.25 КоАП предполагали ответственность должностных лиц, равную ответственности граждан и юридических лиц, и возможность наложения штрафа от ¾ до полной суммы размера валютной операции, однако, действовало примечание, в соответствии с которым штрафы в отношении должностных лиц применялись только к индивидуальным предпринимателям.